Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

канопа в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

канопа

КАНОПА (от греч. Kanobos - город в Др. Египте) сосуд для хранения внутренностей бальзамированного покойника (в Др. Египте) или пепла после кремации (в Этрурии). Крышка канопы имела вид головы человека или бога.

Большая Советская Энциклопедия

Канопа

(от греч. Kánobos ≈ название города в Древнем Египте, у устья Нила),

  1. в Древнем Египте 4 высоких сосуда (из алебастра, фаянса и др. материалов), в которые клали внутренности покойного, вынутые при бальзамировании. Крышки К. делали в форме голов сыновей бога Гора (павиана ≈ Хапи, человека ≈ Амсет, сокола ≈ Кебексенуф, шакала ≈ Дуамутеф). К. ставили в специальный ящик с рельефными изображениями богинь ≈ покровительниц К.: Исиды, Нефтиды, Мут и Нейт.

  2. В Древней Этрурии (Италия) урна для хранения пепла после сожжения трупа. Имела округлую или яйцевидную форму, две ручки, иногда высокую подставку, крышку в виде человеческой головы.

Википедия

Канопа

Кано́па  — ритуальный сосуд , как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы , извлечённые из тел умерших при мумификации . После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба . Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес .

Всего каждой мумии полагалось по четыре канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами четырёх богов — сыновей Гора . Их звали: Хапи , имеющий голову павиана ; Дуамутеф , с головой шакала ; Квебехсенуф , имеющий голову сокола и Амсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Амсет хранил печень , Дуамутеф — желудок , Квебехсенуф — кишечник , а Хапи вмещал в себя лёгкие .

За всё время истории Египта число каноп, отводимых для каждого умершего, не изменялось, однако их форма модифицировалась в согласии с господствующими вкусами времени. Поначалу, во времена Древнего царства , они выглядели пузатыми и имели весьма скупую отделку. Позднее, ко времени Нового царства (начиная с правления Аменхотепа III ), они становятся более вытянутыми, с высокими плечами и узким основанием. Затем, к Позднему периоду , их форма снова становятся более приземистой. Не меньшим образом менялись и крышки каноп. Поначалу просто круглые или плоские, изредка с нанесённым орнаментом , только ко времени Нового Царства они приобрели антропоморфную форму, имеющую черты сходства с покойником. И только ко времени XVIII-й династии появляются крышки «классической формы», представляющие собой четырёх сыновей Гора , три из которых имели голову животного, и только один — человеческую. Эта традиция окончательно закрепилась в эпоху Рамессидов .

Канопы помещались в специальный ящик, на котором рельефно были изображены покровительствующие богини: Исида , Нефтида , Мут и Нейт .

Изредка, вместо урны в захоронениях обнаруживались канопы с органами в виде компактного мешочка или пакета, находящегося прямо внутри брюшной полости мумии. В таких случаях процесс мумификации претерпевал некоторые изменения. После удаления внутренних органов их сначала обеззараживали и высушивали в соде или извести , затем бальзамировали и, наконец, заворачивали в ткань, чтобы, таким образом, вернуть их на исходное место умершему владельцу для дальнейшего использования в загробной жизни.

Позднее, этруски заимствовали и перенесли в свой погребальный обиход форму канопы, используя её в качестве урны для хранения пепла, оставшегося после церемонии сожжения умершего.

Примеры употребления слова канопа в литературе.

Александрийские раки, улитки, устрицы и лангусты из Канопа и Климсы содержались в особых лоханях.

Когда он в разорванном и грязном хитоне шел из Канопа в Александрию, в его чертах не выражалось ни живой благодарности за неожиданно подаренную ему свободу, ни радости от надежды скоро снова увидать своих и Арсиною.

Ничего не осталось у него в сердце и от тех египетских красавиц с миндалевидными глазами, что катались вместе с ним на барке в Канопе, где по ночам в тавернах слышится сладкая музыка.

Источник: библиотека Максима Мошкова