Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

йога в словаре кроссвордиста

йога

Словарь медицинских терминов

йога (санскрит yoga сосредоточение мыслей, созерцание)

составной элемент философских и религиозных систем Древней Индии, представляющий собой учение о самопознании, достигаемом методами нравственной и физической тренировки; применение упражнений И. с лечебной и диагностической целью физиологически недостаточно обосновано, а в ряде случаев

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

йога

. См. иога.

йога

(или йога) (ёга), йоги, мн. нет, ж. (санскрит. yoga) (книжн.). Индийское религиозно-философское учение, утверждающее, что посредством созерцания и напряженного сосредоточения духа достигается мистическое единение с божеством.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

йога

[ега], -и, ж.

  1. В Индии: религиозно-философское учение разработавшее особую систему приемов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма.

  2. Система физических упражнений, выработанная последователями этого учения. Заниматься йогой.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

йога

ж. Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой лежит разработанная система приемов и методов самоуправления психикой и физиологическими процессами человека и освобождения его от уз материальной зависимости.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

йога

ЙОГА (санскр. букв. - связь, единение, сосредоточение, усилие),

  1. учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния "освобождения" (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления - через определенную организацию психики - органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

  2. Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи. ЙОГАЧАРЫ (виджнянавадины) последователи одной из двух основных школ буддизма - махаяны. Главные представители: Асанга (4 в.), Васубандху (5 в.), логики Дигнага (6 в.) и Дхармакирти (7-8 вв.). Конкретизируя идею буддизма о единственной реальности психического бытия личности, йогачары развили концепцию исключительной значимости чистого сознания (виджняны), отвлеченного от всякого содержания. Пребывание в этом состоянии, составляющее цель человеческих стремлений, есть бодхи (букв. - просветление), или нирвана, одно из главных средств достижения которой - практика йоги.

Большая Советская Энциклопедия

Йога

(санскр., буквально ≈ связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9≈8 вв. до н. э.),

  1. в самом общем смысле ≈ учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле Й. составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи Й.: параллелизм микрокосма ≈ человеческой психофизиологии ≈ и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия Й.: подчинение функций и отправлений тела ≈ яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела ≈ асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта ≈ охавана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, ≈ дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов), ≈ самадхи. На основе идей и понятий Й. развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие Й. получила в тантристских сектах и школах индуизма , а также в буддизме махаяны .

  2. Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в «Й.-сутре» Патанджали (2 в. до н. э. ≈ 2 в. н. э.?). Основная идея ≈ достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва ≈ уравновешенность, раджас ≈ активность, тамас ≈ инертность). В Й. Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

  3. Й. как форма последовательного умозрения (в веданте ), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-Й.). Эта разновидность Й., получившая наименование раджа-Й., даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

    В новое и новейшее время в Й. получили развитие некоторые тенденции классической индуистской Й., наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной Й. ≈ конец 19 в.) и Йогананда (40≈50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская Й. получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики Й., позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

    Лит.: Рамачарака, Хатха-Йога, СПБ, 1912; Вивекананда С., Философия Йога, Сосница, 1911; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 296≈330; Aurobindo, The synthesis of yoga, N. J., 1950; Coster G., Yoga and western psychology, Oxf., 1949; Dasgupta S., Yoga as philosophy and religion, L., 1924; Eliade М., Patanjali et le Yoga, P., 1962.

    Д. Б. Зильберман, А. М. Пятигорский.

Википедия

Йога

Йо́гапонятие в индийской культуре , в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ философии индуизма .

Основные направления йоги — это раджа-йога , карма-йога , джнана-йога , бхакти-йога и хатха-йога . В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в « Йога-сутрах » Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи . Йога обсуждается в различных писаниях индуизма , таких как Веды , Упанишады , « Бхагавадгита », « Хатха-йога-прадипика », « Шива-самхита » и Тантры . Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши . За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Примеры употребления слова йога в литературе.

К тому времени, когда Айван вернулся, все еще посмеиваясь над тем, как свинья хрюкала над похлебкой и пускала слюни, бабушка была уже на йогах.

Сначала он был убежденный йог, потом жуткий антисемит, в прошлом году из церквей не вылезал, а теперь, по-моему, в нацисты метит.

Усилия брахманизма прийти к познанию единого Начала через полное отрешение, через полный отрыв от материального завершились значительно позднее в различных формах йоги.

Многие непредубежденные ученые и специалисты по психическому здоровью осознали глубокую пропасть, отделяющую современную психологию и психиатрию от великих древних или восточных духовных традиций - таких, как различные формы йоги, кашмирский шиваизм, тибетская ваджраяна, дзен-буддизм, даосизм, суфизм, каббала или алхимия.

Лес в спину дышал, а над лесом Взмутненным из ваты навесом, Как йог на верхушечках елей Не знающее колыбелей Лежало уснувшее небо, И с корочкой мерзлого хлеба Я стыл на скорлупке из наста, Пытаясь учиться напрасно Шагать по обману из хруста, Опору искать там, где пусто, И падал с вершин наважденья, Мой шаг начинался с рожденья, Ползком выбираясь на сушу, Я видел, что слаб, что я трушу, Что жалкую, зыбкую долю Лес с легкостью выправит в поле, И следа неровную цепь Окутает дальняя степь, И взрежут мечту на закате, Заглохнут грома на раскате, И шашкой рассеченный надвое На нас небосвод упадет.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Вообще-то Загорский превосходил Славика ростом, но мальчишка парил в воздухе, скрестив ноги на манер йога.

Космическая аура Поле Космическое просветления поле Йога Ментальное Казуальное поле 2 поле Ментальное поле 1 Астральное Витальное поле поле Эфирное поле Энергетическое поле Космическая аура Космическое поле Поле просветления Казуальное поле Ментальное поле 2 Ментальное поле 1 Астральное поле Витальное поле Эфирное поле Энергетическое поле Таблица 6.

Йоги обнаружили, что давление на нерв каротидного синуса, помимо воздействия на кровяное давление и сердцебиение, вводит в состояние забытья.

Арджуна, его ученик, на поле Курукшетра беседуют о высших принципах духовной йоги.

Атма йога, или теория левостороннего сознания, является некой модификацией других форм йоги и в принципе, можно провести более или менее однозначное соответствие между всеми йогами на этой ступени.

Знаки и мантры Кунты продолжают работать и привлекать внимание как живые инструменты йоги.

Все они смотрели на сверкающую паутину в левой руке девушки, и вот в их головах начали появляться видения: привидения из далекого прошлого, древние пророки, маги, бородатые тролли, бредущие по лесу, йоги, которые могли мгновенно перемещаться с места на место, Миларепа, Тарот, Каббала, Чинг, ведьмы.

Эти события происходили в двадцатом веке, а вот вам пример неотвратимого желания из древности: Тибетский йог Миларепа до занятий святой практикой буддизма был магом-чернокнижником, он погубил много людей, накопив тем самым огромную черную карму.

Данная работа познакомит занимающихся йогой с конкретными примерами и методиками отработки глубоких качеств, законов, расскажет как управлять стихиями внутри своего энергетического тела.

Источник: библиотека Максима Мошкова