иосифляне в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ИОСИФЛЯНЕ (осифляне) церковно-политическое течение в Русском государстве кон. 15 - сер. 16 вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение.
Большая Советская Энциклопедия
осифляне, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конца 15 ≈ 16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи Иосифа Волоцкого . Экономической основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели , вначале поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. И. создали и затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию «Москва ≈ третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церковные иерархи 16 в. [митрополит Даниил , ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Чёрный и др.]. Близко примыкал к И. митрополит Макарий . И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В середине 16 в. по инициативе И. были созваны церковные соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого . И. приняли активное участие в учреждении опричнины. К 17 в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.
Лит. см. при ст. Иосиф Волоцкий .
Википедия
Иосифля́нство — устоявшееся обозначение части правоконсервативного оппозиционного движения в Русской православной церкви , возникшего в конце 1927 года в лице духовенства и мирян, которые отвергли законность смещения с Ленинграской епархии митрополита и отказавшиеся признавать последнего законным управляющим Русской православной церкви. Являясь частью течения «непоминающих», иосифляне в отличие от них стремились создать централизованную епархиальную структуру, которую возглавлял фактический лидер иосифлян архиепископ Димитрий .
Иосифля́не (Осифля́не) — последователи Иосифа Волоцкого , представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков , отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
Иосиф Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих , автор «душеполезного сочинения», называющегося « Просветитель » и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским , доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами .
Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение нестяжателей , требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. На соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя Ивана III Васильевича , отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III поддержал Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504 , на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме .
Иосифляне доминировали и на Стоглавом соборе 1551 года , на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к Ивану IV Грозному протопопом Сильвестром . В дальнейшем иосифляне инициировали осуждение Матвея Башкина и Феодосия Косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины .
Иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. Доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности Русского государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453 . На этом основании иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589 ).
Иосифляне выступали за открытость монастырей. Главной задачей монастырей являлась миссионерская деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
К иосифлянам принадлежал псковский монах Филофей , популяризатор концепции митрополита Московского Зосимы « Москва — Третий Рим », на которой строилась официальная идеология русских царей .
Иосифля́не (от Иосиф ) — название нескольких религиозных движений.
- Иосифляне — движение в русском православии конца XV — XVI веков , по имени Иосифа Волоцкого .
- Иосифляне — движение в русском православии XX века, последователи митрополита
Примеры употребления слова иосифляне в литературе.
Но воинственные церковники иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность.
Источник: библиотека Максима Мошкова