Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

индуизм в словаре кроссвордиста

индуизм

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

индуизм

индуизма, мн. нет, м. (книжн.). Современная форма индийской религии поклонников богов Вишну и Сивы.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

индуизм

-а, м. Распространившаяся в Индии с конца 1 тыс. н. э. одна из крупных религий мира, основанная на вере в перевоплощение душ как воздаяние за добродетели или пороки. Течения индуизма (два основных направления, связанные с культом верховных богов Вишну и Шивы).

прил. индуистский, -ая, -ое. И. храм. Индуистская мифология.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

индуизм

м. Одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира, сложившаяся на основе ведизма и брахманизма, распространенная в Индии.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

индуизм

религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (ок. 95% всех индуистов - в Индии). Сформировалась в 1-м тыс. н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений, и соблюдением кастовых бытовых правил (см. Касты). Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде 2 течений: вишнуизма и шиваизма.

Большая Советская Энциклопедия

Индуизм

(санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе ≈ индусы) живут преимущественно в Индии (около 95 % всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 ≈ Цейлон); кроме того, последователи И. есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, островах Фиджи, в Гайане (бывшая Британская Гвиана) и в некоторых других местах (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в И. также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями.

Истоки И. восходят к наивно-мифологическому натурализму религий древних ариев и автохтонных индийских племён. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии , возник брахманизм . И. же обычно называют ту форму брахманизма, которую он принял в 1-м тыс. н. э. Таким образом, ведическая религия, брахманизм и И. представляют собой исторические этапы развития одной религиозной системы, причём на поздней ступени эволюции эта система становится очень расплывчатой, объединяя последователей не столько общими идейно-теоретическими принципами, сколько специфическим типом религиозного поведения и мышления.

Уже в 8≈6 вв. до н. э. разрушение и гибель родоплеменной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс и др. факторы породили множество еретических учений и сектантских движений, выступавших против привилегий брахманства (монополизировавшего осуществление культа и обрядов), против дорогостоящих культов и жертвоприношений брахманизма. Главным критерием добродетельной жизни в этих учениях и сектах считалось не соблюдение варновых предписаний (см. Варна ), внешней обрядности и ритуализма, а постижение (тем или иным путём) внутреннего смысла и сути бытия. Наиболее значительным результатом этого процесса можно считать появление упанишад (философских комментариев к ведам ), философско-этических текстов в эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна» , а также учений буддизма и джайнизма . В ходе длительного процесса взаимодействия и борьбы с этими учениями и сектами, продолжавшейся всю 2-ю половину 1-го тыс. до н. э., брахманизм сумел приспособиться к ним, в той или иной мере ассимилировал их, приняв в раннем средневековье ту свою форму, которая обычно и называется собственно И.

В 1-й половине 1-го тыс. н. э. в И. выделились два основных течения ≈ шиваизм и вишнуизм . Собственно И. и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в И. остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, шактизм внутри шиваизма и др.).

В основе И. лежит реальная повседневная практика народных верований и обычаев, отличающаяся большим разнообразием в зависимости от местных этнических, национальных, социальных условий. Она состоит в совершении различных молитв, обрядов, ритуалов, предусмотренных на все более или менее важные случаи жизни верующего.

Центрами отправления религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места (ряд из них имеет общеиндусское значение, например р. Ганг в районе Варанаси), но главным образом местные алтари. Руководителями и наставниками при этом выступают храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи и др. Многие культовые отправления совершаются перед домашним алтарём главой семьи.

Индусский политеизм включил местные божества, обычно истолковывая их как частные проявления своих главных богов. Отсюда сложность образов главных богов, множество имён у них. С этим связана и доктрина аватар, когда конкретные боги провозглашаются воплощением высших божеств Вишну и других. В средние века почитание Вишну стало практиковаться почти исключительно как аватар Рамы и Кришны . В шиваизме же Шива был объявлен способным воплотиться в любом образе, в любом божестве. Все мужские божества имеют жён ≈ богинь. Самостоятельное значение имеет только культ Дэви, жены Шивы (известной также под именами Дурга, Кали и др.), считающейся также национальным божеством в Бенгалии. В общинных верованиях значение культа богини-матери всё ещё очень велико. Обычно каждая деревня или община имеет своё собственное божество, даже в современной Индии (по её переписям) местные божества составляют основной объект поклонения для 80% индуистов. И. и входящим в него народным верованиям присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия и т. п. В И. почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (например, лотос), животные (например, обезьяна, слон, змея и особенно корова). Предметом поклонения служит всякое необычное явление природы.

Формой социальной организации индусов служит каста (см. Касты ). От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религиозного поведения индусов.

Общим для всех индусов является учение о перевоплощении душ (сансара), по которому душа человека после его смерти воплощается в новую телесную оболочку растения, животного или человека. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души, по представлениям индусов, зависит от кармы ≈ воздаяния за совершенные поступки. Высшей религиозной целью считается достижение избавления от цепи перерождений ≈ мокша.

Разработка и обоснование путей и средств достижения мокши составляет главное содержание различных религиозно-философских учений И. Наибольшее значение среди философских школ И. имеет идеалистическая система веданта в её нескольких вариантах. Конечной и высшей основой бытия в веданте провозглашается духовная реальность ≈ Брахман , конкретный же эмпирический мир объявляется неистинным, видимостью, иллюзией (майя), игрой (лила) Брахмана; поэтому подлинный смысл жизни состоит в постижении этого духовного абсолюта, в слиянии с Брахманом индивидуальной души (атмана), которые якобы едины, но из-за незнания, невежества считаются большинством самостоятельными реальностями. С этой позиции веданта считает практическую религию также неистинной, заблуждением, однако она находит и оправдание для неё, считая её уделом непосвящённого ума, одним из способов (низшим) приближения к абсолюту, одним из возможных путей (марга) его постижения: через эмоциональную преданность и любовь к богу (бхакти), через знание, размышление об истинных принципах бытия (джняна), даваемое ведантой, наконец, через мистическую медитацию, достигаемую с помощью йогической практики (раджа йога). В религиозной же философии выдвинута идея триединства (тримурти): имеющий абстрактный характер Брахман (в качестве бога ≈ Брахма ≈ его культ в Индии почти неизвестен) и два главных бога И. ≈ Вишну и Шива, где первый выступает творцом Вселенной, второй ≈ её охранителем, третий ≈ её разрушителем.

Священной литературой для всех индусов являются веды (гимны, брахманы, араньяки и упанишады), эпос «Махабхарата», особенно такая её часть, как «Бхагавадгита», и «Рамаяна», пураны, дхармашастры и др.

Сложившийся в раннее средневековье комплекс религиозных воззрений и практики И. в последующие периоды не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, хотя в его недрах постоянно возникают различного рода сектантские движения, ереси и учения, выступающие с критикой его устоев и пытающиеся реформировать его. Наиболее значительным из них было движение бхакти (12≈17 вв.). В 16 в. на базе одного из направлений бхакти возник сикхизм .

Несмотря на наличие ряда общепризнанных доктрин и норм, И. никогда не имел более или менее стройной и однозначной системы воззрений, унифицированной догматики и культа, строго канонизированного «священного писания», централизованной церковной организации, назначаемого и руководимого ею духовного клира. И. всегда представлял собой и представляет поныне весьма расплывчатое, аморфное явление.

В 19≈20 вв., в период зарождения и развёртывания в Индии национально-освободительного движения, господствующая идеология этого движения ≈ буржуазный национализм в значительной степени принял форму возрождения и реформации И. (так называемый индусский ренессанс, неоиндуизм). Представителями неоиндуизма выступили многочисленные религиозные реформаторские общества и организации ( Брахмо самадж , Арья самадж и др.), а также такие общественные деятели, идеологи и мыслители, как Раммохан Рай , Рамакришна, С. Вивекананда , Д. Сарасвати , Р. Тагор , М. К. Ганди и др. Исходную теоретическую посылку большинства религиозно-философских учений неоиндуизма составляет идея о спиритуальном в своей внутренней сущности единстве всех религий, различающихся лишь своей внешней, культовой стороной, выявление и разработка этого их всеобщего спиритуально-идеалистического субстрата и конструирование на его основе «новой», «единой», «универсальной» религии, «очищенной» и «освобожденной» от фанатизма, мракобесия, обскурантизма каждой конкретной религии. Одним из важнейших стимулов подобного направления религиозно-философской деятельности в Индии является распространение в ней почти всех крупных вероисповеданий мира ≈ И., буддизма, джайнизма, сикхизма, ислама, христианства ≈ и объективная необходимость примирения религиозно-общинных противоречий и вражды, разжигавшихся в период колониального господства (середина 18 в. ≈ 1947) английскими властями.

После завоевания независимости (1947) в Индии провозглашена свобода совести, запрещена дискриминация на религиозной, кастовой, национальной почве, проведён ряд мероприятий по искоренению многих пережитков средневековья, освящавшихся индуизмом (запрещение эксцессов религиозного фанатизма и пр.). Носителями воинствующей индуистской реакции в современной Индии выступают религиозно-общинные партии Хинду Махасабха, Джан Сангх и др., требующие превращения Индии в теократическое государство. Несмотря на то, что в социальной жизни Индии сохраняются сильные пережитки прошлого и в стране наблюдаются религиозно-общинные раздоры, социальная база И. в независимой Индии начала сужаться.

Лит.: Барт А., Религии Индии, М., 1897; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сборнике: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1, М.≈Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии Древней Индии, М., 1959; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965, гл. 1; Пятигорский А. М., Религии Индии, в кн.: История Индии в средние века, М., 1968, гл. 5; Farquhar J. N., The crown of Hinduism, L., 1930; Coomaraswamy A. K., Hinduism and Buddhism, N. Y., 1943; Sivananda Swami, All about Hinduism, Calcutta, 1949; Sinha J., The foundation of Hinduism, Calcutta, 1955; Daniélou A., Le polythéisme hindou, P., 1960; Bhandarkar R. G., Vaisnavism, Saivism and minor religious systems, Varanasi, 1965; Chattopadhyaya D., Indian atheism. A Marxist analysis, Calcutta, 1969.

Н. П. Аникеев.

Википедия

Индуизм

гопурам Храма Аруначалешвары в Тируваннамалай — одного из самых больших индуистских храмов в мире.

Примеры употребления слова индуизм в литературе.

В индуизме так называются четыре цели человеческой жизни: дхарма - обязанность, артха - приобретение, кама - удовольствие и мокша - освобождение.

То же самое можно сказать о парсизме, бехаизме, сикхизме и частично индуизме.

Индуизм, или иначе брахманизм - это религия, которую исповедуют большинство индийцев.

Если брахманизм и индуизм современный говорят о многообразных проявлениях Божественного, то и это есть в христианстве.

В Индуизме существует понятие Брахман - безличное духовное начало, из которого возник весь реальный мир.

Самая высокоинтеллектуальная школа индуизма -Веданта, основывающаяся на Упанишадах и воспринимающая Брахмана как неперсонифицированное метафизическое понятие, лишенное какого бы то ни было мифологического содержания.

Идеи индуизма воплощаются как в высокоинтеллектуальных философиях, располагающих концепциями невероятной широты и глубины, так и в наивных ритуалах простонародья.

Понятие перевоплощения и кармы является краеугольным камнем многих азиатских религий: индуизма, буддизма, джайнизма, си-кизма, зороастризма, тибетской ваджраяны, японского синтоизма и китайского даосизма.

Так, тантрийские ответвления джайнизма, индуизма и буддизма носят отчетливо жизнеутверждающий характер.

В индуизме, буддизме и джайнизме эта вера объединена с законом кармы, согласно которому качество личной инкарнации определяется заслугами и грехами данного лица, имевшими место в предыдущем рождении.

Позднее, но уже в течение двух тысяч лет брахманизм и индуизм воздвигают тысячи храмов, ваяют миллионы статуй Великой Матери миров - Кали-Дурги, зиждительницы и разрушительницы вселенной.

Это - иллюзия, мираж, что должны понять рьяные поборники индуизма на Западе, ибо если мы хотим просто уйти от мира, то можно найти укромное место в Альпах или удалиться в Йосемитскую долину, или даже просто в небольшую выбеленную келью.

Для Вопоэ, Капуаны, Сюареса Достоевский был Востоком, таким же, как буддизм, индуизм, зороастризм.

Что Локапалас - Яма, Кришна, Кубера и я - будем сражаться вместе с ним против богов и приведем с собой всех поддерживающих нас, всю силу и оборудование, если он согласится не воевать с последователями буддизма и индуизма, пока они существуют в мире, с целью обращения их в его веру, и, кроме того, не станет подавлять Акселерационизм, как делали боги.

Например, Веданта--одна из школ индуизма, или буддийская школа Мадхьямика -- школы в высшей степени интеллектуальные, в то время как даосы всегда испытывали недоверие к рассудку и логике.

Источник: библиотека Максима Мошкова