Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

иллюстрация в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

иллюстрация

(илю), иллюстрации, ж. (латин. illustratio - освещение) (книжн.).

  1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику.

  2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями.

  3. Пример, поясняющий что-н. наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли.

    перен. Лицо или предмет, являющийся ярким выражением, показательным примером чего-н. Протекающая крыша - иллюстрация халатности домоуправления. Вот вам живая иллюстрация к вашей теме.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

иллюстрация

-и, ж.

  1. см. иллюстрировать.

  2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями.

  3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора.

    прил. иллюстрационный, -ая, -ое и иллюстративный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

иллюстрация

ж.

  1. То же, что: иллюстрирование.

  2. Рисунок, изображение, поясняющие или дополняющие текст и помещенные в том же издании.

    1. Пример, поясняющий что-л.

    2. Музыкальное выражение темы, идеи драматического, поэтического и т.п. произведения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

иллюстрация

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение)

  1. объяснение с помощью наглядных примеров.

  2. Изображение, сопровождающее и дополняющее текст.

  3. Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. Первоначальные рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.

Большая Советская Энциклопедия

Иллюстрация

(от лат. illustratio ≈ освещение, наглядное изображение),

  1. объяснение с помощью наглядных примеров.

  2. Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.).

  3. Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений. В строгом значении термина к И. следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства И. в этом её значении тесно связано с историей книги . За пределами И. как таковой остаются изобразительные интерпретации литературных текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии» Данте, О. Домье к «Дон-Кихоту» Сервантеса, В. А. Серова к басням И. А. Крылова). И., входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

    Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами (см. Миниатюра ), после изобретения книгопечатания и ксилографии И. становится главным образом составной частью графики . Наиболее ранние ксилографические И. появляются в Китае в 6≈7 вв., получая особое распространение с 12 в. Китайская И. (сохраняющая композиционные приёмы живописи) отличается выразительной лапидарностью изобразительного языка. В конце 16 в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве; вплоть до 20 в. особой популярностью пользуются лубочные книжки-картинки. В Японии книжная графика возникает в начале 17 в. Расцвет японской ксилографической И. приходится на 18 ≈ начало 19 вв.; Моронобу, Харунобу, Утамаро, Хокусай с любовью передают в И. (по отношению к которым текст часто играет подчинённую роль) всё бесконечное многообразие живого мира.

    Европейская ксилографическая И., зародившаяся в 15 в. и первоначально тесно связанная с искусством миниатюры, становится важным средством для распространения религиозно-дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние И. вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличаются лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца 15 ≈ начала 16 вв.). В 16 в. в искусстве И. растет стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов.

    Крупнейшими мастерами И. эпохи средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, В. Плейденвурф, Й. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг Грин, X. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Я. Сварт, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16≈17 вв. возникают также и первые русские, украинские и белорусские ксилографические И. С конца 16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди; И. превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделяется фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в. ≈ период бурного расцвета научной И. Среди мастеров И. 17 в. ≈ А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоге в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь И. с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо . Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Англии, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной И. создают в начале 19 в, Т. Бьюик в Англии и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18≈19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства ≈ торцовая гравюра на дереве («политипаж») и литография; для 19 в. характерны как законченная И. ≈ композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остро сатирической злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиля во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Англии, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) И. проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации (У. Блейк) до добродушного, фольклорного юмора (Л. Рихтер). Внимательно интерпретируют произведения литературы иллюстрации Г. Доре во Франции, А. Менцеля в Германии, X. К. Брауна (Физа) и Дж. Крукшанка в Англии, Ф. П. Толстого, Г. Г. Гагарина и А. А. Агина в России. В конце 19 в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстраторов, породив многообразие её техник, но в то время станковый характер многих И. приводил к частой утрате единства И. и книги в целом. К достижению синтетического единства И. со шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Англии У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе «модерна» и национально-романтических течений: О. Бёрдсли в Англии, Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину в России. Проблемы декоративной связи И. и книги, эмоциональной выразительности И. решали в России мастера «Мира искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их И. стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства И. конца 19≈20 вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа во Франции; М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского в России; П. Хотарта в Англии; Р. Кента в США. Большое место в 20 в. занимает сугубо личная интерпретация художником литературного текста; И. часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, X. Эрни в Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии).

    Советская книжная И. играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания, 1920-е гг. для советской И. ≈ период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И. (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства И. и книги. С 1920-х гг. развивается и многокрасочная И. детской книги. Для И. 1930 ≈ начала 1950-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистной серии (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская И. 2-й половины 1950 ≈ 1960-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные И. к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создают Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, М. И. Пиков в РСФСР, В. И. Касиян на Украине, С. С. Кобуладзе в Грузии, Е. М. Сидоркин в Казахстане, Г. С. Ханджян в Армении, Л. А. Кучас в Литве и др.

    Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).

    Лит. ;Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: «Архаисты и новаторы», Л., 1929: Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII≈XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, М., 1962; Сидоров А. А., История оформления русской книги, М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1≈6, М., 1960≈70; Bland D., A history of book illustration, Cleveland ≈ N. Y., 1958; Lewis V., The twentieth century book, L., 1967.

    Г. Л. Демосфенова.

Википедия

Иллюстрация

Иллюстра́циярисунок , фотография , гравюра или другое изображение , поясняющее текст .

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге ( ботаническая иллюстрация ), отображения пошаговых инструкций в технической документации ( техническая иллюстрация ).

Иллюстрация (значения)
  • Иллюстрация
  • Иллюстрация (1845—1849) — журнал под редакцией Н. Кукольника и А. Башуцкого.
  • Иллюстрация (1858—1863) — журнал под редакцией В. Зотова, И. Курочкина, А. Баумана, П. Цейдлера.
Иллюстрация (1858—1863)

«Иллюстрация» (1858—1863) — российский журнал .

Иллюстрация (1845—1849)

«Иллюстрация» (1845—1849) — российский журнал , «еженедельное издание всего полезного и изящного».

Журнал выходил в Санкт-Петербурге с 31 марта 1845 года по 1849 год. Издателями и редакторами были Нестор Кукольник , затем, с 1847 года — Александр Башуцкий . С журналом сотрудничали писатели Евгений Вердеревский , Евгений Гребёнка , Владимир Даль , Сергей Дуров , Михаил Михайлов , Николай Полевой , Владимир Соллогуб , Александр Струговщиков , Пётр Фурман , Надежда Хвощинская , художники Евстафий Бернардский , Рудольф Жуковский , психиатр Павел Малиновский и другие.

В первом номере редактор так рассказывал о главной цели журнала: «описание России в её общественных и частных зданиях, в подвигах и трудах замечательных соотечественников, в нравах и обычаях народа, в художествах, искусствах и науках». Публиковались русские и переводные прозаические и стихотворные произведения, заметки по истории , очерки о российских и европейских городах, о памятниках архитектуры и необычных явлениях природы, новости науки и техники, театральная и литературная критика, полезные советы, ребусы. Издание не имело большого успеха, и расходы не окупались подпиской. В 1849 году журнал был закрыт.

Примеры употребления слова иллюстрация в литературе.

Через несколько секунд на большом настенном экране перед операционным столом появилась запрошенная мельфианином иллюстрация - слепая кишка и торчащий внизу аппендикс, обведенный красным кружочком.

Он сумел избежать археологизма и превращения трагедии Шекспира в иллюстрацию к истории, чем грешил спектакль Художественного театра.

Читателям, в общем, этот дизайн нравится, хотя иногда наши иллюстрации смахивают на бред сумасшедшего, а иногда - на обычное озорство: то возьмут, нарисуют к серьезной проблемной статье о безотходном производстве натуральный ночной горшок с натуральным дерьмом.

Четырнадцать цветных иллюстраций, как живые, -- сказал Виртанен, -- и на сорок рублей дороже.

Для иллюстрации сказанного сошлемся на сцену первой встречи Манфреда с князем да Виченца, в которой превосходно воспроизведены обычаи и речь рыцарского сословия и вместе с тем мастерски изображено смятение человека, сознающего свою вину и испытывающего замешательство при своей попытке оправдаться даже перед безмолвным обвинителем.

Номер решили выпускать в шесть или семь тетрадей толщиной, с вкладными иллюстрациями.

Для иллюстрации разницы не столько между литературными качествами переводов, сколько между внесценическим академизмом и актуализированной сценичностью, при полной верности оригиналу во всех случаях, я выбрал фрагмент более чем злободневный.

В книге было много исключительно неприятных иллюстраций: человек, вывернутый наизнанку, ведьма, на голове у которой проросло несколько пар рук.

Если не ошибаюсь, я провел там часа два и за это время прошелся по всем школам французской иллюстрации от сецессиона Тулуз-Лотрека до абстракционизма, от аскетического геометризма Луи Жу до откровенной эротики Бертоме Сент-Андре и от натурализма Лобель-Риша до сюрреалистических кошмаров Сальватора Дали.

В этой книге имеется иллюстрация водяного колеса диаметром около двух метров, которое использовалось для откачки воды, но, вероятно, такие мощные гидродвигатели применялись и для подъема руды из рудников.

Говарда Пайла с иллюстрациями, тепло и чуть грубовато изображавшими героев и героинь повествований о короле Артуре, и стал разглядывать величавые и вычурные фигуры этих персонажей.

Франсиско Гойей -- своеобразная иллюстрация некоторых демонологических трактатов находящихся в библиотеке дез Эссента, в частности вышедшей в 1821 г.

Логическая машина Джевонса может быть экспериментальной иллюстрацией объективного значения законов мысли.

Как ни восхищался Сван фигурами Джотто, мне в течение долгого времени не доставляло ни малейшего удовольствия смотреть в классной, где были развешаны копии, которые он мне привез, на эту Благость без благости, на Зависть, похожую на иллюстрации из медицинской книги, где показано сжатие голосовой щели или язычка вследствие опухоли на языке или введения хирургического инструмента, на Справедливость, чье неприметное, невзрачное в своей правильности лицо смахивало на лица иных миловидных жительниц Комбре, богомольных, необаятельных, которых я видел в церкви и которые давно уже были зачислены в запасные войска Несправедливости.

Быстро перелистав книгу, посмотрев иллюстрации и письма поздравителей - Горького, Куприна, Бунина, Телешова и многих, многих других видных деятелей, Закс сказал: - Это не книга, а монумент!

Источник: библиотека Максима Мошкова