Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

икона в словаре кроссвордиста

икона

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

икона

ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. В торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки (1 - 4 вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящ. Иконник, иконщик м. кто пишет, меняет иконы (торгует ими);

иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец м. -рица ж. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима ж. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действ., состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология ж. греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец н. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз м. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись ж. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящ. Иконописная ж. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец м. -сица ж. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье, то же. Иконочт-итель, -поклонник и. -ница ж. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас м. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящ. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

икона

иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

икона

-ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ2.

прил. иконный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

икона

ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; образ.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

икона

ИКОНА (от греч. eikon - изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

Большая Советская Энциклопедия

Икона

(от греч. eikón ≈ изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле ≈ изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер; является предметом культа; в узком значении ≈ произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение. В католицизме преобладают скульптурные изображения, в православии ≈ живописные на дереве. В первоначальном христианстве культа И. не было, он зародился во 2 в. н. э. и расцвёл в 4 в., вопреки постановлению Эльвирского собора, запретившего иметь в храме изображения. Против культа И. выступали многие отцы церкви , догматическая правомерность поклонения И. отрицалась иконоборцами (см. Иконоборчество ). И., в отличие от идолов, рассматривается христианской церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный и потому позволяющий духовное приобщение к «оригиналу» (архетипу), проникновение в мир сверхъестественный через предмет реального мира. В церковной практике культ И. нередко перерастает в идолопоклонство, предметом поклонения становится материальное выражение И. (вплоть до краски). И. как фетишу приписываются магические свойства; нередко различные И., по-разному изображающие одно и то же божество, почитаются верующими как обладающие специфическими функциями (например, И. «скорбящей» богоматери якобы спасает от болезней, И. «неопалимой» богоматери противодействует пожару и т. п.). Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви и росту её богатств. И. встречаются и в некоторых других религиях (например, в ламаизме). Об И. как произведении искусства см. в ст. Иконопись .

Википедия

Икона (роман)

Икона — роман Фредерика Форсайта 1996 года о политике России в 1999 году, когда экстремистская партия оказывается близка к захвату власти. По мотивам романа снят двухсерийный фильм .

Икона (значения)

Икона

  • Икона  — изображение лиц или событий священной или церковной истории.
  • Икона  — роман Фредерика Форсайта.
  • Икона  — общество, основанное в Париже В. П. Рябушинским в 1927 году.
  • Икона  — двухсерийный телевизионный фильм 2005 года по мотивам романа Ф. Форсайта.
Икона

Ико́на  — в христианстве (главным образом, в православии , католицизме и древневосточных церквях ) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом , то есть алебастром , развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные , живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

Икона (общество)

Общество «Икона» было создано в 1927 году в Париже по инициативе Владимира Павловича Рябушинского с целью распространения знаний о русской иконе как в русском, так и во французском обществе.

В. П. Рябушинский возглавлял Общество «Икона» в течение четверти века. В 1952 году новым председателем Общества стал Николай Иванович Исцелленов (1891—1981), пробывший на этом посту 27 лет. С 1979 года председателем Общества «Икона» в Париже состоит Зинаида Евгеньевна Залесская.

К концу XIX века многие иконы, находившиеся в церквях, были покрыты слоем копоти и потемневшей олифы и почти перестали быть видимыми. Одним из первых, кто обратил внимание на русскую иконопись, был Н. П. Лихачев , который начал собирать иконы, исследовать их и удалять с них слои копоти. Это было «открытием» искусства древней русской иконы.

По свидетельствам З. Е. Залесской, записанным в Иркутске Ю. П. Лыхиным, «с самого начала своей практической деятельности члены Общества „Икона“ руководствовались идеей возрождения и продолжения традиций древнего русского иконописания, противостоя существовавшей тогда ориентации на иконы в духе В. Васнецова или академического письма XIX века».

Среди почитателей искусства древней русской иконы с самого начала его «открытия» определилось три главных направления:

  1. Изучение икон как памятников национального русского творчества и понимание их красоты;
  2. Богословское и каноническое изучение икон с точки зрения их церковного и литургического содержания;
  3. Продолжение искусства иконы для церковных целей и для молитвенных надобностей.

В 1951—1971 годах председателем общества являлся Н. И. Исцеленнов .

Примеры употребления слова икона в литературе.

Да, конечно, потребная и пристойная митрополиту русскому роскошь в церковной утвари и драгих облачениях, в божнице с иконами новогородских, суздальских, греческих и старинных киевских писем, в митрах, посохах, дарохранительницах, сосудах из серебра, алавастра, иноземного камня и стекла, в навощенных полах, в расписанной травами слюде оконниц, в занавесах узорной тафты - была соблюдена.

Вышел навстречу соборный благочинный в облачении, со всем своим причтом и хором певчих, и тут же благословил Муравьева древней иконой, спасенной в Албазине во время пожара.

А он лет двадцать как читал лекции на антирелигиозные темы, разоблачал поповские чудеса, обновлял иконы, превращал воду в кровь.

Однако символику этой апокалипсической иконы не всегда следует принимать за точное описание событий.

И когда взорвали церковь, мы с Африканом, это сынишка Ивановых был, они по соседству жили, мы с ним из церкви натащили много разной красоты: лампадки, осколки икон, оклады серебряные - и все спрятали у Бульки в будке, чтобы никто не нашел, чтобы не отобрали у нас наши с Африканом игрушки.

Царица Тэкле привезла икону, на которой запечатлен на веки веков царь Багратиони Луарсаб Второй.

От прежней бабушкиной обстановки осталось несколько медных тазов для варенья с длинными деревянными ручками, иконы, большой письменный стол С малахитовым чернильным прибором, огромная линейка и старинная гитара с выцветшим бантом, на которой раньше играл дедушка.

Воины Тохтамыша врывались в церкви, лезли по трупам и стонущим, порубанным телам, отдирали серебряные басменные узоры с икон, дрались над церковными сосудами и парчой.

Это были еретические и вольнодумные сочинения Матвея Башкина, Вассиана и Феодосия Косых, Ермолая Еразма, всяческие послания и поучения, направленные против попов, против почитания икон, против всякого лжеверия и суеверия.

Илии Пророка, потому что к каждому эпизоду из жизни этого святого Бранкович подгонял события собственной жизни и делал записи об этом на задней стороне иконы.

Та, которая понесет икону, пусть находится в середине, а по бокам - остальные две.

Здесь мы увидели ухоженный и элегантный дом -- красное дерево, ампир, веджвуд, ковры и иконы, прекрасная живопись хозяина, но.

Поэтому ксендз Вериго удаляется в сакристию, Буйницкий неторопливо ходит у алтарного креста, его жена имитирует мокрую уборку помещения, художник взбирается на подмостки, а Локтев бредет вдоль ряда икон, изображающих крестный ход Иисуса Христа.

Пока цепью выстроились от Москвы-реки по взвозу и начали передавать из рук в руки кожаные и кленовые ведра, пока вынеслись конные бочки с водой и подоспели крючники с посада, уже весело пылали службы и прислуга с плачем и криками выносила порты, иконы и рухлядь из теремов.

Михаил сидит прямой, как князья на иконах, прямоплечий, с отросшей, слегка кудрявою темной бородой и уже слегка обозначившимися будущими крутыми взлысинами надо лбом.

Источник: библиотека Максима Мошкова