изразцы в словаре кроссвордиста
изразцы
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
мн. Керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ИЗРАЗЦЫ (кафель) керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.
Большая Советская Энциклопедия
кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. И. с обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. И. изготовляют из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин вручную или в деревянных формах. Сформованные И. высушивают, а затем обжигают в печах при температуре до 1150╟С. Различают И. плоские, угловые и карнизные. И. часто неточно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.
И. известны с 8 в. в странах Европы (широко распространились в 16≈17 вв.). В Германии, Голландии, Швейцарии были известны главным образом белые И. с синим рисунком (вначале орнаментальные, а позднее с изобразительными мотивами). В России И. с 16 в. применялись также для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы, вставки). Терракотовые рельефные И. вскоре стали покрывать прозрачной зелёной глазурью («муравой»), а со 2-й половины 17 в. ≈ эмалями ярких контрастных цветов, что отвечало распространявшимся в архитектуре чертам декоративности. И. были главным образом с орнаментальными мотивами, а также с изобразительными. С начала 18 в. И., применяемые только для облицовки печей, ≈ большей частью плоские с яркой многоцветной росписью, а также белые с синей росписью, навеянные голландскими образцами. С 60-х гг. 19 в. снова изготовляются полихромные И. (в «русском стиле») для наружной и внутренней отделки зданий. В конце 19 ≈ начале 20 вв. с распространением стиля «модерн» появляются монохромные И. с текучими переливчатыми глазурями. В настоящее время И. изготовляются в основном для облицовки печей в СССР (главным образом на Украине), а также в ГДР, ФРГ, Польше и Чехословакии. Традиции искусства И. развиваются в керамических мозаиках, в облицовке керамическими плитками и т. д.
Лит.: Филиппов А. В., Древнерусские изразцы, в. 1, М., 1938; Воронов Н. В., Русские изразцы 18 века, в сборнике: Памятники культуры, в. 2, М., 1960; Jonge С. Н., de, Oud-nederlandsche majolica en Delfts aardewerk, Amst., 1947.
Википедия
Изразцы́ (Кафель от ) — керамические плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля , предназначенная для облицовки стен , печей , каминов , фасадов зданий и др.
Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями ( ценинный изразец), не иметь покрытия для крепления в кладке. Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге , изразец обжигался в горне.
Примеры употребления слова изразцы в литературе.
Знойное марево, синие изразцы Биби Ханым и Гури-Эмира, величественный Регистан.
И, как бирюзовые изразцы после дождя, для шаха всегда были свежи глубокие глаза Тинатин.
Упругие плахи дрожких сходен скрипели и прогибались под ногами резвых грузчиков, тащивших на плечах короба, бочонки, тюки, сундуки, кули и связки, переносивших мясо, рыбу, икру, муку, соленья и сласти, медь, олово, свинец, известь и серу, атлас, бархат, камку, сукно и мишуру, кирпич, тес, брусья, изразцы, слюду и пеньку, да еще бисер, да еще каменье сережное, да гребни слоновой кости, да стекла зеркальные, да иголки и булавки, да сковороды блинные, да горшки обливные, да шандалы серебряные, да бумагу писчую, да и много другого всякого -- не перечесть.
А вот напротив, - подхватывала Сэрэтта, - видите этот дом, изразцы которого расписаны розами?
У хозяина было явное пристрастие к черному - стены, диваны, рамы картин, даже изразцы были черного цвета, всюду тусклое мерцание золота, слоновой кости, мозаики.
Она смотрела на лиловые изразцы камина, на яркую ткань своего платья, смягченную светом ламп.
Источник: библиотека Максима Мошкова