Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

еврипид в словаре кроссвордиста

еврипид

Энциклопедический словарь, 1998 г.

еврипид

ЕВРИПИД (ок. 480 до н. э. - 406 до н. э.) древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (см. Эсхил, Софокл). Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Широко вводит в драматическое действие рассудочные - в духе софистов - интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках" и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит"). Оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них - на европейскую драматургию.

Большая Советская Энциклопедия

Еврипид

Эврипид (Euripídes) (около 480 до н. э., Афины, ≈ 406 до н. э., Македония), древнегреческий драматург. Из его произведений до нас дошло 17 трагедий (из 92) и одна драма сатиров («Киклоп»). Деятельность Е. протекала в годы кризиса афинского полиса и упадка традиционных этических норм. Если в «Гераклидах» прославляются Афины, покровительствующие потомкам Геракла, и героиня трагедии «Ифигения в Авлиде» идёт на смерть ради победы греков, то в «Троянках» Е. протестует против афинской завоевательной политики, в «Просительницах» обеспокоен социальным расслоением демократических Афин, в «Оресте» ≈ активностью демагогов. Распад полисных связей обусловил интерес Е. к внутреннему миру человека, при этом он изображал людей «такими, каковы они есть» (слова Софокла), а не нормативными, возвышенными. Переживания Медеи определяются борьбой между ненавистью к покинувшему её Ясону и чувствами матери («Медея»). В образе Федры впервые в греч. трагедии разработана психология женской любви («Ипполит»). Мастерство Е. в передаче страданий ещё в древние времена дало основание охарактеризовать его как «трагичнейшего из поэтов». У Е. возникают и религиозные сомнения, свидетельством чего являются критические высказывания о богах действующих лиц «Электры», «Иона» и др. трагедий, иногда звучат мысли о несправедливости рабства и стеснённого положения женщины в семье. В драматургию Е. вторгаются бытовые элементы ≈ их носители не только слуги, кормилицы, дядьки-воспитатели, но и центральные мифологические герои. Роль хора в произведениях Е. сокращается, хоровые партии нередко отрываются от содержания драмы. В своих последних произведениях Е. охотно пользуется приёмом деус экс махина .

Соч.: Texte établi et trad. par L. Méridier, L. Parmentier et Н. Grégoire, v. 1≈6, P., 1942≈59; в рус. пер. ≈ Трагедии, т. 1≈2, М., 1969.

Лит.: Беляев Д. Ф., К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1878; История греческой литературы, т. 1, М.≈Л., 1946, гл. 24; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957, гл. 2, ╖5; Murray G., Euripides and his age, 2 ed., L. ≈ [a. o.], 1947; Euripides. A collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), [1968] (библ. с. 175≈77).

В. Н. Ярхо.

Википедия

Еврипид

Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, , , 480-е — 406 до н. э. ) — древнегреческий драматург , крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом ) представитель классической афинской трагедии . Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп».

Примеры употребления слова еврипид в литературе.

У Еврипида Андромаха боится за жизнь Молосса - это ее сын от Пирра, боится, что Гермиона умертвит его, а вместе с ним и ее самое.

Кроме того, Гартунг сделал попытку обрисовать и самый ход действия, потратив на это, без особых результатов, и в этом случае, как во многих других, немало рвения, остроумия и любви к Еврипиду.

Тем более значительным было, однако, влияние Еврипида на последующую литературу античного мира, окончательно расставшегося с иллюзиями полисной солидарности и божественной справедливости.

Так как в глубине Азии Александр не имел под рукой никаких иных книг, Гарпал по приказу царя прислал ему сочинения Филиста, многие из трагедий Еврипида, Софокла и Эсхила, а также дифирамбы Телеста и Филоксена.

В эпилоге, когда он архаичен, как у Еврипида, на сцене опять появляется божество, приносящее развязку.

У нее, единственной во всех Афинах, хватило ума понять, что Еврипид отнюдь не женоненавистник, что он любит и защищает женщин, а не оскорбляет их.

И даже несмотря на то, что Еврипид был оправдан, ни одному из его сыновей не хватило мужества на.

Итак, мой юный друг, - произнес Еврипид с мягкой иронией, - вам не терпится воздвигнуть свой маленький монумент на улице Треножников?

Вот, о великий Еврипид, Софокл бессмертный, Вот где трагедия нашла себе обитель.

Но, увы, многое из того, что он узнал, наполнило его сердце печалью: Еврипид и Софокл ушли в царство теней - Еврипид умер в ссылке, в Македонии, а Софокл в Афинах - говорили, что от горя, вызванного потерей своего великого друга.

Едва ли в этом есть противоречие: не принимая непосредственного участия в государственных делах, Еврипид видел сложные конфликты, ежечасно возникавшие в его родных Афинах, и, как истинный поэт, не мог не высказать того, что его волновало, своим зрителям.

Здесь, однако, Еврипид прожил недолго: на рубеже 407 и 406 годов он скончался, оставив не вполне завершенной свою последнюю трилогию.

В сюжетах трагедий Еврипид почти не выходит из круга тем, разрабатывавшихся его предшественниками: сказания Троянского и Фиванского циклов, аттические предания, поход аргонавтов, подвиги Геракла и судьба его потомков.

Ближе всего с творчеством своих предшественников Еврипид соприкасается в трагедиях героико-патриотического плана, написанных в первом десятилетии Пелопоннесской войны.

Впрочем, прославляя афинскую демократию как идеальный строй, оплот благочестия и нравственности в Элладе, Еврипид влагает в уста Тесея и размышление об опасности социального расслоения, грозящего благополучию государства, и прямое осуждение Адраста, затеявшего в преступном легкомыслии бесперспективную военную авантюру.

Источник: библиотека Максима Мошкова