дидона в словаре кроссвордиста
дидона
- Опера итальянского композитора Ф. Кавалли
- Ее смертью заканчивается опера Г. Берлиоза "Троянцы"
- Трагедия русского драматурга Я. Княжнина
- Элисса
- Основала Карфаген
- Была влюблена в Энея
- В римской мифологии царица Карфагена и, согласно «Энеиде» Вергилия, возлюбленная героя Энея (мифическое)
- Картина Пьера-Насиса Герена «... и Эней»
- Опера итальянского композитора Джованни Паизиелло «Покинутая ...»
- Ее смертью заканчивается опера Г. Берлиоза «Троянцы»
- Персонаж поэмы украинский поэта И. Котляревского «Энеида»
- Картина Уильяма Тёрнера «…, основательница Карфагена»
- Картина Пьера-Насиса Герена «… и Эней»
- Финикийская богиня, покончившая с собой, чтобы спасти свой город
- Легендарная основательница Карфагена
- Её смертью заканчивается опера Гектора Берлиоза «Троянцы»
- Картина Доссо Досси
- Трагедия русского драматурга Якова Княжнина
- Картина Уильяма Тёрнера «..., основательница Карфагена»
- Опера итальянского композитора Франческо Кавалли
- Согласно Вергилию, она бежала в Ливию после смерти мужа Сихея
- В античной мифологии сестра царя Тира, основательница Карфагена
- Персонаж поэмы укр. поэта И.Котляревского "Энеида"
- В римской мифологии царица Карфагена и, согласно "Энеиде" Вергилия, возлюбленная героя Энея (мифическое)
- Персонаж поэмы украинский поэта И. Котляревского "Энеида"
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ДИДОНА (Элисса) в античной мифологии сестра царя Тира, основательница Карфагена.
ДИДОНА (Элисса) в античной мифологии сестра царя Тира, основательница Карфагена.
Мифологический словарь
(рим.) — дочь тирского царя Бела, сестра Пигмалиона, который убил ее мужа, чтобы захватить его богатство. После гибели мужа Д. со своими приверженцами бежала из Финикии в Северную Африку. Там она выпросила у берберского царя Ярба столько земли для поселения, сколько можно отмерить воловьей шкурой. Когда Ярб дал согласие, Д. разрезала шкуру вола на тонкие ремни и окружила ими большой участок земли, на котором основала город Карфаген (карфагенский кремль назывался «Бирса» — букв, «шкура»). Ярб стал свататься к Д., угрожая войной Карфагену, и Д. добровольно взошла на костер, чтобы спасти город от войны. В сказаниях об Энее приведена другая версия ее самоубийства. Когда герой после падения Трои нашел убежище в Карфагене, Д. влюбилась в него, но боги приказали Энею плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Д. не вынесла разлуки с Энеем и закололась его мечом на куче дров для костра.
Большая Советская Энциклопедия
Элисса, в античной мифологии сестра царя Тира (Финикия), основательница Карфагена. Согласно римской версии мифа, обработанной в 4 книге «Энеиды» Вергилия , Д. влюбилась в Энея , заброшенного бурей в Карфаген, и после его отъезда покончила жизнь самоубийством. Образ влюблённой и покинутой Д. пользовался большой популярностью в литературе, опере (Г. Пёрселл, Й. Гайдн и др.) и живописи (А. Мантенья, П. Рубенс, С. Бурдон, Г. Фюгер и др.) нового времени.
Википедия
Дидо́на , или Элисса — имя легендарной основательницы Карфагена (конец IX века до н. э.). Также её называли Фиоссо. Возможно, на образ Дидоны повлияли представления о финикийских богинях, и её после смерти обожествили под именем Танит .
Дидона:
- Дидона — имя легендарной основательницы Карфагена (конец IX века до н. э.).
- Дидона, основательница Карфагена — картина Уильяма Тёрнера, написанная в 1815 году.
- Дидона и Эней — опера в трёх действиях английского барочного композитора Генри Пёрселла.
Примеры употребления слова дидона в литературе.
И в срок ему Дидона послужи, когда ненужной сделалась Энею, уплывшему в чужие рубежи, и, может, поступила бы умнее, и душу исцелила бы тогда, и с исцеленной бы смирилась с нею.
На одном из них было грубейшим образом намалевано похищение Елены: дерзкий гость увозит супругу Менелая, а на другом история Дидоны и Энея: Дидона стоит на высокой башне и машет чуть не целой простыней своему гостю-беглецу, который мчится по морю то ли на фрегате, то ли на бригантине.
Дон Кихот приметил, что Елена уезжала не без удовольствия, потому что она тайком хитро улыбалась, а прекрасная Дидона лила слезы величиной с грецкий орех.
По воле богини Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и отбросила корабль к африканскому берегу, где Энея ласково приняла Дидона, только что основавшая Карфаген.
Рядом с доставленными специально из Карфагена золотыми кубками на тонких ножках - из них, по преданию, пила сама Дидона - стояли грубые иберийские чаши, украшенные фигурками людей и животных или просто оранжевыми, желтыми и белыми линиями.
Между личным и общественным в его сознании нет четкой границы, его внутренний мир сливается с миром внешним, географическим, который беспределен, в то время как для Дидоны весь мир сузился и стал равен любви к Энею, поэтому потеря его любви равноценна для нее потере мира.
Страдания Дидоны и подробности сцены самосожжения вынесены за скобки сюжета.
Впрочем, юного варвара больше поразила не толщина ее стен, не каменная лестница, ведущая к храму Эшмуна, а легенда о царице Дидоне, создавшей эту древнейшую часть города.
Люблю я тишину и ветви надо мной, Люблю я здесь бродить, следить игру теней, Дидону вспоминать и горевать над ней.
А третьи, раненные двоевидным сыном Венеры, обретают утешение или отраду в любовных историях древности - в который раз с вожделеющим сердцем похищают Елену, разжигают любовью Дидону, оплакивают Гипсипилу и замышляют обмануть Медею.
Для Энея роман с Дидоной -- лишь эпизод, одно из многочисленных приключений на жизненном пути.
Вместо картины страдающей на костре женщины, дано восприятие самой Дидоной данного момента, причем восприятие визуальное: Она стояла перед костром, который разожгли под городской стеной ее солдаты, и видела, как в мареве костра, дрожащем между пламенем и дымом, беззвучно распадался Карфаген задолго до пророчества Катона.
В перерыве между уроками Федот подошел к Жилле, окруженному учениками, и обратился к нему: - Господин профессор, прошу прощения, но я весьма равнодушен к царице Дидоне.
В отличие от мягких, уступчивых и несамостоятельных женских характеров, которые создал Марло впоследствии, Дидона обладает чертами сильной, бунтующей личности, она сродни центральным героям его трагедий.
Дидона влюбилась в него, но он ее оставил, уехав в Италию, где ему предстояло заложить Рим.
Источник: библиотека Максима Мошкова