Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

действительность в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

действительность

действительности, мн. нет, ж. (книжн.).

  1. Бытие какая-н. сфера бытия. Социальная действительность. Художественная действительность.

  2. То, что реально существует. Не сон, а действительность.

  3. Окружающая обстановка; положение, общий ход вещей. В условиях современной действительности.

  4. Отвлеч. сущ. к действительный. Действительность наказаний. Действительность документа. В действительности - в самом деле.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

действительность

-и, ж.

  1. см. действительный.

  2. Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Литература отражает д. Современная д. * В действительности - так как есть, действительно, на самом деле.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

действительность

ж.

  1. Совокупность природных и общественно-исторических явлений, объективный мир, бытие.

    1. То, что существует на самом деле; реальность.

    2. Реальное существование кого-л., чего-л.

    1. Объективные условия, в которых протекает жизнь и деятельность кого-л.

    2. Окружающая обстановка.

  2. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: действительный (2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

действительность

объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

Большая Советская Энциклопедия

Действительность

объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Д. употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д. употреблялось уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и истинного, т. е. действительного, мира у Демокрита, чувственного мира и действительного мира ≈ мира идеальных сущностей у Платона. Напротив, у Аристотеля синонимом Д. выступал чувственно воспринимаемый мир, который оказывался реализацией вечных и неизменных форм (см. Возможность и действительность ). Эта трактовка была воспринята средневековым католическим мыслителем Фомой Аквинским. В философии нового времени 16≈18 вв. Д. истолковывалась как наличное бытие, существующее в пространстве и времени в виде совокупности материальных тел. Д. в трактовке философов нового времени ≈ Т. Гоббса, Р. Декарта и др. ≈ приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. И. Кант рассматривал проблему Д. как теоретико-познавательную; критерием Д. для Канта является чувственное восприятие. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель считали Д., объективный мир, продуктом деятельности разума. Возражая против гегельянского идеалистического толкования Д. как одной из ступеней самопознания абсолютного духа, Л. Фейербах отстаивал взгляд на неё как на чувственную данность в пространстве и времени, которая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив, сама придаёт ему истинность. Современный неотомизм возрождает средневековую трактовку Д., связывая её с понятиями акта и потенции; Д. есть становящееся бытие, реализующее «чистые» формы. В экзистенциалистско-персоналистском направлении философской мысли рассмотрение действительного перемещается из области разумного и всеобщего в область волевого и индивидуального; понятие Д. употребляется в смысле непосредственной жизненной сферы ≈ человеческих переживаний, выбора, решения и т.д.; это ≈ подлинное бытие, но понятое не онтологически, а антропологически, в связи с самовыражением личности. Т. о., сфера социально-исторической, человеческой Д. трактуется субъективистски.

В марксистской философии понятие Д. в смысле подлинной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историческую Д. марксизм рассматривает: как объективный мир, реализующий свои тенденции, законы, потенции, т. е. как бытие в его самоизменении и саморазвитии; как объект и результат человеческой деятельности, практики. Практика, будучи специфически человеческим отношением к бытию, является критерием различения Д. и видимости, критерием истинности мышления: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195).

А. П. Огурцов.

Википедия

Действительность

Действительностьосуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей , целей , идеалов , общественных институтов , общепринятого знания . В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное , которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники , общепринятого знания, морали , государства , права . Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию « возможность ». Все возможное может стать действительным.

Термин «действительность» носит гносеологический оттенок, в отличие от термина « материя ». Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость .

Одним из первых в обиход русской философии термин действительность в 1877 году вводит Владимир Соловьев в Примечаниях к Философским началам цельного знания . Это слово представляло собой кальку с . Немецкое слово было введено Майстером Экхартом как перевод схоластического понятия actualitas, которое в свою очередь восходит к греческому термину энергия из философии Аристотеля.

В. И. Жуковский по этому поводу замечает, что «если под реальностью понимать мир вещей ».

Примеры употребления слова действительность в литературе.

Разве может Абрамович утверждать, что так обстоит дело в нашей действительности?

Мы самоутверждаемся в той мере, в какой за данной нам действительностью ищем иную, за которой, будь то хоть сам абсолют, продолжаем опять искать.

Сущность романтизма поэтому заключалась, во-первых, в том абсолютизировании человеческого субъекта, которое началось еще в эпоху Возрождения, а во-вторых, в преодолении этой абсолютизации путем расширения человеческого субъекта до космических размеров или по крайней мере до проповеди фантастического ухода в бесконечность для достижения имманентно переживаемой универсально-мировой действительности.

Чтобы достичь состояния отрешенности посреди военной разрухи, нужно было владеть особым искусством абстрагирования от гнетущей действительности.

То, что Голядкин прячет за ширмой 50 сверхбыстрого автоматизма, в действительности лишь обнаруживает себя.

По-вашему, Айтиев - бунтовщик, но это едва ли соответствует действительности, - спокойно ответил Курбанов.

В действительности, я не могу сказать, принесла ли твоя религия акселеризму пользу своими - то есть твоими - россказнями, поддержала ли она акселерацию хоть каким-нибудь образом, но тогда-то усомниться в этом не могло прийти в голову никому из богов.

В действительности, центр активизации, соответствующий этой чакре, расположен в головном мозге между бровями, сразу за лобной костью.

И все равно эти термины далеки от того, чтобы открыть единую и сплоченную реальность, так как в действительности альбигойская ересь насчитывала множество различных сект, сходных по основным принципам, но отличающихся некоторыми деталями.

В действительности же альбигойцы были обычными людьми, которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и освобождение от тягостной церковной десятины, покаяний, налогов на крещение, погребение и др.

В действительности, самые блестящие примеры греческой научной мысли родились не в самой Греции, а в ее колониях, таких как Абдера, где Демокрит размышлял над атомом, и Самое, где Анаксимандр предложил схему, которая для современного уха звучит чрезвычайно похоже на эволюционную теорию.

В действительности же наступление французских войск с юга не дало сколько-нибудь ощутимого результата, а англичане и не начинали отход.

Однако в действительности англичане почему-то не поставили перед собой таких решительных целей.

Теперь же, когда Пушкин, Гоголь, Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский из лиц, существовавших в действительности, превратились в элементы возвышенного и стройного, детально разработанного мифа, жизнь Анненкова представляется нам ослепительным фейерверком, трепетным светом которого озарилась для нас целая эпоха, самая насыщенная и полнокровная эпоха в истории русской культуры.

Когда Герберт сказал, что ожидания рушатся при встрече с действительностью, Араго с ним не согласился.

Источник: библиотека Максима Мошкова