даосизм в словаре кроссвордиста
даосизм
- Древнекитайское обучение
- Пекинский храм Белых облаков, основанный при династии Тан, — одно из крупнейших культовых сооружений этой религии
- Китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ
- Одна из основных религий Китая
- Религия в Китае, одно из основных направлений древнекитайской философии
- Религия, провозглашенная государственной в 444 г в империи Северная Вэй
- Одно из основных направления древнекитайской философии
- Китайская религия
- Пекинский храм Белых облаков, основанный при династии Тан, - одно из крупнейших культовых сооружений этой религии
- Основная книга северной мифологии
- Учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии
- Учение о "пути" (вещей), возникло в китае в 6-5 вв до н. э. основоположник- лао-цзы, призывающий следовать природе, жить естественной жизнью
- Учение из Китая
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ДАОСИЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо) китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.
Большая Советская Энциклопедия
-
одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. название ≈ «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что «Чжуан-цзы» появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время ≈ «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6≈5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4≈3 вв. до н. э.
В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства и моизма (см. Китай , раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии «Чжуан-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате «Лао-цзы» понятие «дао» приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного «Чжуан-цзы» абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане ≈ проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.
-
Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного канонического сочинения трактат «Лао-цзы». Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием буддизма , даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания «Жёлтых повязок» (184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. государственной религией. Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы , Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.
Основной целью адептов Д. является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.
Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. ≈ Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, «Народы Азии и Африки», 1968, ╧ 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1≈2, Princeton, 1952≈53; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions eti"histoire de la Chine, v. 2, P., 1950.
В. А. Рубин.
Википедия
Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии . Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы .
Примеры употребления слова даосизм в литературе.
Многие непредубежденные ученые и специалисты по психическому здоровью осознали глубокую пропасть, отделяющую современную психологию и психиатрию от великих древних или восточных духовных традиций - таких, как различные формы йоги, кашмирский шиваизм, тибетская ваджраяна, дзен-буддизм, даосизм, суфизм, каббала или алхимия.
Понятие перевоплощения и кармы является краеугольным камнем многих азиатских религий: индуизма, буддизма, джайнизма, си-кизма, зороастризма, тибетской ваджраяны, японского синтоизма и китайского даосизма.
В одиннадцатом-двенадцатом веках неоконфуцианцы предприняли попытку объединить в рамках своей школы конфуцианство, буддизм и даосизм.
Наиболее значимые места в системе китайской духовной культуры занимали конфуцианство, даосизм и буддизм.
Ведь даосизм и конфуцианство, казалось бы, диаметрально противоположны.
Тогда же возникли классические китайские доктрины - конфуцианство, даосизм и другие.
Из двух основных направлений китайской философии, конфуцианства и даосизма, именно последний представляет собой философию более мистической ориентации, а следовательно, более интересен для нашего сравнения с современной физикой.
С 1920 по 1946 год Накано жил в Китае и изучил там ряд стилей ушу, уделял большое внимание изучению даосизма, буддизма, конфуцианства, китайской магии и медицины.
Принципы конфуцианства были интегрированы с наиболее существенными положениями даосизма и буддизма.
Римской католической церкви, 263-й -- к празднику Тела Господня, 268-й -- к воскресным школам, 298-й -- к мормонству, 294-й -- к брахманизму, буддизму синтоизму и даосизму.
На позднейших культурно-исторических стадиях, в лоне высокоразвитых религий так или иначе прикасались к этой проблематике очень многие течения и школы: и пифагорейство, и каббала, и восточнохристианское монашество, и монашество даосизма и ламаизма.
Фромм рассуждает о научном методе, но психоанализ, как известно, сближается с этически ориентированными концепциями и школами Востока и Запада: буддизмом и даосизмом, пифагорейством и францисканством.
Характерно, что основоположники даосизма рассматривали эволюцию человеческого тела тождественно эволюции космоса, то есть переход тайцзи в пару инь-ян, затем в пять элементов и далее в восемь триграмм.
Если не считать того, что Гаутама настаивал на Правильных Представлениях, которые легко игнорировались,-- ни в буддизме, ни в даосизме или конфуцианстве не существовало действенного запрета на суеверные практики, заклинания, экстатические состояния и поклонение различным божествам.
В то время, как индуизм скрывает их за цветистой тканью мифа, буддизм и даосизм предпочитают подчеркивать парадоксы, нежели замалчивать их.
Источник: библиотека Максима Мошкова