Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

гротеск в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гротеск

м. живописное украшенье, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. В арабесках и моресках нет людей, ни животных, ни живых, ни сказочных.

В музыке и мимике гротеском назыв. все странное, дикообразное и притом забавное.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гротеск

гротеска, м. (ит. grottesco).

  1. Произведение искусства исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле (искус.; первонач. Название стенной живописи в римских гротах).

  2. в знач. неизмен. прил. То же, что гротескный (искус.). Стиль гротеск.

  3. Название одного из типографских шрифтов (тип.). Набрать заглавие гротеском.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гротеск

[тэ], -а, м. В искусстве: изображение чего-н. в фантастическом уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

прил. гротескный, -ая, ое и гротесковый, -ая, -ое. Гротескный стиль. Гротесковая роль.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гротеск
  1. м.

      1. Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов.

      2. Произведение литературы, живописи и т.п., созданное на основе такого приема.

    1. Орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т.п.

  2. м. устар. Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гротеск

ГРОТЕСК (франц. grotesque, букв. - причудливый; комичный)

  1. орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).

  2. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).

гротеск

устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.

Большая Советская Энциклопедия

Гротеск

(франц. grotesque, итал. grottesco ≈ причудливый, от grotta ≈ грот),

  1. орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане ≈ в апартаментах Борджа, 1493≈94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).

  2. Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории ) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.

    Г. ≈ древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока ≈ в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно ≈ карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого «гротескного реализма» ≈ литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская комедия дель арте , живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно ≈ «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г. ≈ отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и ≈ одновременно ≈ насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.

    Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы ≈ «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художественное открытие ≈ душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности.

    Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя ≈ художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г. ≈ «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.

    В 20 в. Г. становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением ( экспрессионизм , сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» ≈ непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку; Г. пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Е. Л. Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

    Как элемент стиля заострённый комический приём Г. характерен для ряда комический жанров ≈ карикатуры , памфлета , фарса , буффонады , клоунады , эксцентрики и др.

    Лит.: Луначарский А., О смехе, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. Б., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана «Шинель» Гоголя, в его кн.: О прозе, Л., 1969; Kayser W.. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamb., 1960: Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, B., 1962.

    Н. П. Разин.

Википедия

Гротеск (значения)

Гротеск :

  • Гротеск  — вид художественной образности; орнамент , в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы ( растения , животные , человеческие формы, маски).
  • Рубленый шрифт (гротеск, sans serif, gothic type) — шрифт без засечек.
  • « Гротеск » — английский фильм 1995 года режиссёра Джона-Пола Дэвидсона.
  • « Гротеск » — японский фильм 2009 года режиссёра Кодзи Сираиси.
Гротеск (фильм)

«Гротеск» — фильм режиссёра .

Гротеск

в окружении гротесков на фреске в Villa d’Este

В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.

Также понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента , в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. Подобные сочетания, как правило, имеют причудливый либо фантастический характер.

Гротеск (шрифт)

Гроте́ск, ру́бленый шрифт  — шрифт без засечек .

Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применялся для привлечения внимания в рекламе и заголовках. Основоположником современных типографских универсальных гротесков считается шрифт Акциденц Гротеск, разработанный в 1896 году неизвестным художником фирмы Berthold. В XX веке гротески применялись как для акциденции , так и для текстового набора. Среди рубленых шрифтов в XX веке наибольшее распространение получили шрифты — Франклин Готик (1905), Гельветика (1957), Универс (1957).

Гротеск (Секретные материалы)

«Гротеск»  — 14-й эпизод 3-го сезона сериала «Секретные материалы» . Премьера состоялась 2 февраля 1996 года на телеканале FOX . Эпизод принадлежит к типу « монстр недели » и никак не связан с основной «мифологией сериала», заданной в первой серии . Режиссёр — Ким Мэннэрс , автор сценария — Говард Гордон , приглашённые звёзды — Митч Пиледжи , Кёртвуд Смит , Левани Учанешвили .

В США серия получила рейтинг домохозяйств Нильсена, равный 11,6, который означает, что в день выхода серию посмотрели 18,32 миллиона человек.

Главные герои серии — Фокс Малдер ( Дэвид Духовны ) и Дана Скалли ( Джиллиан Андерсон ), агенты ФБР , расследующие сложно поддающиеся научному объяснению преступления, называемые Секретными материалами.

Примеры употребления слова гротеск в литературе.

Бодлера, с которым Элиота роднит отвращение к всесильной буржуазности, поэтика гротеска, сочетающего насмешку с трагедийностью, и урбанизм, призванный показать стремительную ломку привычного уклада.

Такой механизм Виго находит, возвращаясь к гротеску: начинается массовое буйство Буффон подлежит истязанию, но при этом ни на секунду не утрачивает своего амплуа.

Он приобрел известность своими маскаронами на фонтанах, деревянными вазами, венчавшими столбы ворот, и украшениями для каминов, в которых было больше гротеска, чем подлинной фантазии.

Слишком во многом Гоголь упредил джойсовский титанизм: та же пародия на мировой процесс, те же бесконечные культурно-исторические реминисценции, та же многоликость и многослой-ность, та же насыщенность персонажами и событиями глобального масштаба, то же сочетание глубочайшей продуманности и спонтанности, те же гротески и сарказм.

Вадим Генрихович, конечно, понимал, что речь Сергеева - это буффонада, гротеск, рассчитанный на неискушенных.

И там, и здесь в голоса героев врывается голос автора-трикстера, превращающий движение сознания героя в гротеск, созданный художником, в передразнивание, в пародию на женское или мужское начало.

Он лепил фигуру за фигурой, вдыхал в нее жизнь, и все они - обезьяна, лиса, ласка, крыса, ящерица, жаба, рыбы длинные и короткие, тонкие и упитанные, бессчетные птицы - все были чудовищными гротесками, что уплывали, ковыляли или упархивали кошмарными видениями.

Сатира вырастает здесь до фантастического гротеска, перо писателя свободно, дерзко вступает в самые разные жанры, от густого бытописательства до кошмарного трагикомизма.

Однако гротеск почечной недостаточности вызывает у врача лишь сострадание.

Когда автор увидел гротеск, Он сказал, вспоминая труд исполинский: -- Бумага и шрифт ничего себе.

Бурлеск, шарж, фарс, гротеск, нелепица, материализация метафоры и другие характерные черты смеховой культуры американского народа под пером Твена впервые становятся не только достоянием литературы, но и фундаментом поэтики утверждающегося реализма.

Фильдингу была чужда и слащавая пуританская морализация Ричардсона и трагический гротеск Свифта.

Думаю, что в этих случаях гротеск вполне уместен, хотя всегда находятся люди, считающие этот метод спора недостаточно корректным.

Память не интересует: выдержат ли ее владельцы гротеска тех картин, которые она запечатлела.

Я бы сказал, -- быть может, это покажется странным, -- что в них есть нечто чаплинское: то соединение гротеска и трагедии, обыденного и невероятного, смешного и печального, та бессмысленность существования, против которой не только трудно, но опасно бороться.

Источник: библиотека Максима Мошкова