гносеология в словаре кроссвордиста
гносеология
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
гносеологии, мн. нет, ж. (от греч. gnosis - знание и logos - учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. В философии: теория познания.
прил. гносеологический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность; теория познания.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis - познание и... логия) то же, что теория познания.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. gnosis ≈ познание и ...логия ), см. Теория познания .
Примеры употребления слова гносеология в литературе.
А это значит, что в проблемное поле гносеологии должны войти проблемы культурной детерминации объектов познания, проблемы трансляции знаний и коммуникации между субъектами познания, многосложные взаимозависимости между деятельностью людей и ее культурно-историческим контекстом.
Будучи пространным свидетельством длящегося впечатления, саморождения, обретения смысла существования, непрерывным и многократным творением мира, Поиски явились огромным вкладом в философию, гносеологию, психологию, сравнимым, без преувеличения, с открытиями Бергсона, Фрейда, Хайдеггера.
Мое понимающее знание того, что событие разговора с родителями о службе в армии, непрерывно обновляемое, повторяемое с завидным усердием ежедневно, с приговариванием различных способов избежать того вида сущего, в котором родится служба в армии, и будет тем единственным событием, опыт которого станет источником, из которого разовьется затем в армии мое самостоятельное, независимое от армии миростояние, укрепление в мире и ему свойственных явлениях самого времени, в не в плодах болезненного вымысла, прорастет из него как из своего семени, было проникновенным в том смысле, что не осмысляемое для меня самого космическое повторение этого разговора, его всестороннее разветвленное продумывание, уверенность в его парении над поверхностью действительности, и вызвавшей к жизни этот разговор, погруженный в гносеологию сновидений, служили критерием показа того сознания, что в значительности своих интонаций, весомости слов обретало жизненные и мыслительные навыки, которые, казалось бы способны проистечь только лишь из то
Это явление инфлюации, в том числе суггестии, не имеет никакого отношения к гносеологии.
Спор между этими противоположными установками составил стержень философских рассуждений о природе человеческого познания, о рациональности и задачах гносеологии на протяжении всего ХХ века.
То, что в классической науке могло быть отнесено к гносеологии, к проблемам метода познания, необходимо было каким-то образом включить в логику самого предмета.
Таким образом, опыт феноменологической гносеологии, как и опыт классического трансцендентализма, свидетельствует, что реформирование традиционной гносеологии не может останавливаться на полпути.
По-видимому, спор будет продолжен и в следующем столетии, начало которого так близко, ибо дело идет о самой, пожалуй, острой проблеме современной гносеологии - проблеме рациональности.
Скорее всего, он не разделил бы взгляды радикальных реформаторов гносеологии начала 60-х гг.
Следовательно, возникает необходимость искать какой-то третий аспект в гносеологии, кроме эмпирического и абстрактного.
В этой книге автор с большим проникновением ставит вопрос о религиозной гносеологии и приоткрывает мир собственного религиозного опыта.
В от отличии от первой части, которая занимается главным образом процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом знания.
Неправильно истолковав ее, мы можем не понять главного в гносеологии Канта -- идеи активности сознания.
Он объяснял это тем, что в этике дело обстоит проще, чем в гносеологии, здесь для разума не уготовано такое количество диалектических ловушек, как в области теории, здесь и самый обыденный рассудок легко может достигнуть высокой степени правильности без какой-либо особой критики.
В настоящий момент перед вами издатель, а не профессор гносеологии или как там она у вас называется.
Источник: библиотека Максима Мошкова