гиньоль в словаре кроссвордиста
гиньоль
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГИНЬОЛЬ (Guignol)
персонаж французского театра кукол (подобен русскому Петрушке).
Пьесы, спектакли, сценические приемы, основанные на изображении злодейств, избиений, пыток и др.
Большая Советская Энциклопедия
(Guignol),
-
персонаж французского театра кукол. Принадлежит к виду т. н. верховых кукол. Маску Г. создал Л. Мурге, открывший в 1804 собственный театр в Лионе и ставивший здесь свои пьесы с участием Г. Спектакли, главным героем которых был жизнерадостный, остроумный и циничный лионский кустарь, насыщенные политической и бытовой сатирой, пользовались особенно большим успехом во время Июльской революции 1830. Образ Г. стал таким же популярным, как Петрушка в России, Гансвурст в Германии, Панч в Англии.
Лит.: Ducret Е., Le Théâtre de Guignol, P., 1914.
-
Наименование пьес, спектаклей и отдельных сценических приёмов, основой которых является изображение различных преступлений, злодейств, избиений и пыток и т.п. Происходит от названия театра «Гран Гиньоль», открытого в 1899 в Париже. Утверждению Г. среди буржуазных зрителей, искавших сильных ощущений, способствовали драматургия О. Метенье, М. Моррея, А. де Лорда, переделки произведений Э. По. В 20-е гг. 20 в. театры, подобные «Гран Гиньолю», возникали в Италии, Германии. В репертуаре театра «Гран Гиньоль» ≈ развлекательные фарсы, «жестокие» мелодрамы и т.п., аморальные и антигуманистические по направленности.
В России спектакль типа Г. (переводная пьеса «Клуб самоубийц») был поставлен в 1908 режиссером В. Р. Гардиным и показан на строительной выставке в Петербурге.
Лит.: Antona-Traversi С., Histore du Grand-Guignol, P., 1933; Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960, с. 15≈20.
Википедия
Гиньо́ль — кукла ярмарочного театра перчаточного типа (не « марионетка » в русском понимании, а « петрушка »), появившаяся в Лионе в конце XVIII—начале XIX века. Этим же термином обозначают соответствующий жанр театрального искусства. Гиньоль являлся символом лионских традиций, что отражалось в языке спектаклей, использовавшем местные выражения.
В расширительном смысле гиньоль — это пьеса, спектакль или отдельные сценические приёмы, основой которых является изображение различных преступлений, злодейств, избиений, пыток и т. д.
Примеры употребления слова гиньоль в литературе.
Показалась Винон Кукуру со своим мужем, поэтом Жаном Гиньоль, который с робкой гордостью показывал под своим тускло-голубым фраком амарантового цвета жилет.
Когда вы любили Жана Гиньоль, вы думали, быть может, что одиночеству настал конец?
И Винон, этот ребенок, отняла у нее Жана Гиньоль, который становился знаменитым.
Жан Гиньоль мягко просил: - Можно мне быть тихим, покорным, нежным толкователем вашей души?
Жан Гиньоль, расчленивший все движения моей души, не почувствовал - или не хотел почувствовать - одного, которое относилось к нему самому.
На пятый год ее неаполитанской жизни, в конце марта, в весеннюю бурю, Жан Гиньоль навестил ее в Позилиппо.
Жан Гиньоль заметил: - Как жаль, герцогиня, что этой пьесы совершенно не существует.
Внизу совершенно один ходил Жан Гиньоль в наискось надетом лавровом венке и декламировал стихи, которые были слышны лишь с немногих мест.
На берегу, обнимая море, стоял ряд очень старых кипарисов, а над ними, на высоком холме, сверкал храм: белый храм, куда Жан Гиньоль посылал свою тоску, между колоннами которого, подернутыми, точно раковины, розовой дымкой, его стихи, сорвавшиеся с жадных уст, блуждали, ища чего-то чудесного, ища одну, из которой были рождены, для которой жили и которой не знали.
Жан Гиньоль в бешенстве ударил топором по стволу, из него выпрыгнула окровавленная дриада и шмыгнула в чашу.
Жана Гиньоль, пропитанные всеми красками солнца, вихря, любви, вливали это всем в кровь.
Жан Гиньоль следовал за ней издали, опустив голову, с лавровым венком в руке.
Но Жан Гиньоль стоял в пяти шагах от нее и прикрывал рукой глаза: она ослепляла.
Она была одна, она сидела на террасе, в тени парусинового навеса, и пробовала читать: стихи Жана Гиньоль - стихи, переливавшиеся в саду, заставлявшие жужжать пинии и вздыхать женщин и опускавшиеся наверху у белого храма, как голубки с красными лапками, перед ней, богиней.
Жан Гиньоль сознался однажды, когда они сидели одни: - И вот я все-таки томлюсь по вас.
Источник: библиотека Максима Мошкова