Энциклопедический словарь, 1998 г.
в силлабо-тоническом стихосложении, преимущественно в ямбе, свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий и посланий нач. 19 в., стихотворных комедий и драм. (Не смешивать со свободным стихом).
Большая Советская Энциклопедия
разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых (в отличие от разнохарактерных в свободном стихе ) стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно. Обычно В. с. пишутся ямбом с колебаниями числа стоп от 1 до 6, например:
Сказать ли на ушко яснее мысль мою? (6 стоп)
Худые песни Соловью (4 стопы)
В когтях у кошки (3 стопы)
(И. А. Крылов).
Обязательный элемент В. с. ≈ рифма, опыты В. с. без рифм (у В. А. Жуковского и др.) не получили развития. Интонация В. с. близка к разговорной речи. В. с. прочно закрепился за басней; в 18 ≈ начале 19 вв. им писались эпиграммы, эпитафии, надписи; изредка встречается в лирических стихах («Погасло дневное светило» А. С. Пушкина), поэмах («Душенька» И. Ф. Богдановича), драме («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Впервые применён в «притчах» А. П. Сумарокова.
Википедия
Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности , употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре . Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб . Характерной приметой вольного стиха была особая стихотворная графика , подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.
Кто лгать привык, тот лжет в безделице и в деле,И лжет, душа покуда в теле.
Ложь — рай его, блаженство, свет:
Без лжи лгуну и жизни нет.
Я сам лжеца такого
Знал,
Который никогда не выговорит слова,
Чтобы при том он не солгал. Иван Хемницер
Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом , ни с раёшным стихом , ни с акцентным стихом (в частности, у Владимира Маяковского ), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической , чем силлабо-тонической, ни, наконец, с русским логаэдом , у которого метрическая схема строки носит постоянный характер.
Разностопность стиха, как отмечал в 1929 г. Л. И. Тимофеев , «усиливает синтаксис, приближая его к разговорному языку, развивая в нем сказовую, выразительную интонацию, выделяя при помощи коротких строк наиболее выразительные места». Именно поэтому к вольному стиху в литературной традиции были предрасположены жанры, тяготеющие к повествовательности. Как отмечает М. Л. Гаспаров , в вольном ямбе басни и комедии колебания стопности могли лежать в пределе от 1 до 6 . Таким вольным стихом написаны поэма «Душенька» Ипполита Богдановича , драмы « Горе от ума » Александра Грибоедова и «Маскарад» Михаила Лермонтова , а также значительный корпус классической русской басни, от Александра Сумарокова до Ивана Крылова . В дальнейшем интерес поэтов к вольному стиху сходит на нет, проявляясь у авторов со стилизаторской тенденцией (в частности, в баснях Петра Потёмкина и Демьяна Бедного ).
В то же время вольный ямб с колебаниями стопности от 4 до 6 нередко возникал в пушкинскую эпоху в жанрах элегии и послания , — в качестве характерного примера Гаспаров указывает на стихотворение Пушкина «Погасло дне́вное светило…». Традицию такого вольного ямба Гаспаров прослеживает до поэзии Константина Случевского и Юрия Верховского , указывая при этом, что в начале XX века имел место и целый ряд экспериментов с вольными стихами иного, чем ямб, метра .