Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

витраж в словаре кроссвордиста

витраж

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

витраж

-а, м. Картина или узор из цветного стекла (в окнах, дверях).

прил. витражный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

витраж

м. Декоративная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет (в окне, двери и т.п.).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

витраж

ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

Большая Советская Энциклопедия

Витраж

(франц. vitrage, от лат. vitrum ≈ стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называется сплошное остекление фасада или его значительной части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме ≈ с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10≈12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, В. начала 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской богоматери, В. 13≈14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью. В 14≈15 вв. искусство В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до 18 в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для В. выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В. чаще всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют «кабинетные» В. ≈ однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В. почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во 2-й половине 19 в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает В. эпохи «модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, Третьяковская галерея). По-новому подошли к В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Современные В. составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают В. из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического стекла , В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960≈61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и другие создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.

Лит.: Минухин Е., Витражи, Рига, 1959; Aubert М., Le vitrail en France, P., 1947; Wentzel Н., Meisterwerke der Glasmalerei, B., 1951; Drake W. J., A dictionary of glasspainters and «glaysers» of the tenth to the eighteenth centuries, N. Y., 1955; Knapp O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.

И. М. Глозман.

Википедия

Витраж

Витра́ж — вид монументального искусства , произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах .

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня ( алебастра , селенита ), из которых составляли орнамент.

В романских храмах ( Франция , Германия ) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали ещё в XII веке , однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

В настоящее время, в строительстве, под понятием витраж часто имеют ввиду светопрозрачный фасад.

Примеры употребления слова витраж в литературе.

Само святилище было не намного больше какого-нибудь собора Старой Земли, но казалось гигантским - из-за устремленных вверх, как бы летящих аркбутанов, причудливого свода и ажурных контрфорсов с витражами.

Жильберт Германтский, на которого я, подняв голову, смотрел, когда шел за солью к Камю, и видел на витраже абсиды св.

Я прикинул, на сколько метров мне пришлось подниматься в будку, и пришел к выводу, что при помощи перископа мы смотрим как бы сквозь верхние витражи абсиды Сен-Мартена - как бы вися на маятнике: мир глазами повешенного.

Инструктору агитпропа опять стало немного не по себе в этом доме злого добра, где в вечерних окнах тихо поблескивали старые витражи с ликами святых.

Свет убывал и совсем водянисто сочился сквозь витражи, и опять, сильнее чем прежде, мне становилось страшно: спрятаться на ночь среди этих тварей и потом наблюдать, как они оживают, в темноте, под лучом электрического фонарика, слушать земнородное бульканье их утроб, видеть кости и требуху без кожи, скрипучие и склизкие от масляного пота.

В радужной мозаике, отбрасываемой витражами, на фоне охотничьей картины стоял крупный мужчина в сияющем золотым шитьем кафтане и обшитой выпорками делии.

Строгие геометричные объемы здания с огромным витражом на фасаде выделяются среди окружающей застройки.

Это было чувство долга, принятого на себя перед всеми угнетенными мира, чувство, о котором так же неловко и трудно говорить, как о религиозном экстазе, и вместе с тем такое же подлинное, как то, которое испытываешь, когда слушаешь Баха, или когда стоишь посреди Шартрского или Леонского собора и смотришь, как падает свет сквозь огромные, витражи, или когда глядишь на полотна Мантеньи, и Греко, и Брейгеля в Прадо.

Настоятель приобрел новую митру, церковь украсилась витражами, а в одно прекрасное утро на Пасхе со стройной кружевной колокольни вдруг зазвонила и заблаговестила во весь голос целая компания колоколов и колокольчиков.

Там потолок набран витражами, изображающими - с поразительным мастерством - картины битв в Великой Отечественной войне, причем все герои своими лицами походили или на командира, или на зама, или, в крайнем случае, на старпома, потому что художники все свои, с нашего экипажа, где ж им другие героические лица взять?

Предаваясь самым нелепым выходкам, какие только могла подсказать км в эти минуты полнейшей свободы их буйная фантазия, они постепенно перешли к более серьезным разрушительным действиям: стали стаскивать с мест и уничтожать деревянные статуи, разбили витражи, уцелевшие после предыдущего нападения на церковь, и, с неослабевающим рвением разыскивая скульптуры, которые считались предметами идолопоклоннического обожания, начали истреблять орнаменты, сохранившиеся еще на гробницах и капителях колонн.

До обеда мы успели побывать в кантональной ратуше, осмотрели кафедральный собор, где прелестные витражи в стрельчатых алтарных окнах делал Марк Шагал, проехались в автобусе по городу.

Андрей по инерции сделал пробежку и, ощущая, как с каждым шагом набирает вес в поле искусственной гравитации, свернул в потерну с кинематическими витражами: пузатые каравеллы по-утиному переваливались с борта на борт среди крутобоких волн, и крутолобые дельфины грузно перелетали над волнами по крутым траекториям.

Внизу равнина уносила последние города -- Мазаган, Сафи, Могадор, переливавшиеся, как витражи.

И тут, никто не обязан в это верить, да я и сам, если честно, никогда не поверил бы, расскажи мне кто-нибудь такое, но это правда - пианино начало скользить по паркету салона для танцев, и за ним мы, -Новеченто, который играл не отводя взгляда от клавиш, казалось он находится где-то далеко, и пианино следовало за волнами, вперед - назад, кружилось, устремлялось прямо к витражу, и, когда, оказывалось на расстоянии волоска от него, останавливалось и мягко скользило обратно, говорю, было похоже, что море убаюкивает его и убаюкивает нас, и черт его знает как, но Новеченто играл, не останавливаясь ни на мгновенье, и было очевидно - он играл не просто так, он управлял им, этим пианино, понимаете?

Источник: библиотека Максима Мошкова