Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

вече в словаре кроссвордиста

вече

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

вече

или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг.

Площадь сборная, место сходки;

колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка?

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вече

веча, ср. (истор.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.

Место, где собирается вече.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

вече

-а, ср. На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовет на в. и прил. вечевой, -ая, -ое. В. колокол.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вече

ср.

  1. Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X- XIV вв.).

  2. перен. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вече

народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв. Наибольшее развитие - в русских городах 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. 15 - нач. 16 вв.

Большой юридический словарь

вече

(от старослав. вет - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV - начала XVI в.

Большая Советская Энциклопедия

Википедия

Вече

Ве́че  — народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси . Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения до христианизации и образования феодальной государственной власти раннефеодального общества. Вече собирали — для избрания воевод и князя на управление городом или краем , а также обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, историческая форма прямой демократии на территории славянских государств дохристианского периода. Участниками вече могли быть «мужи» — главы всех общин, — старейшин и старшин сообщества . Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от авторитета или социального статуса.

Традиции народной демократии сохранились в северном регионе в Новгороде и Пскове до разгрома Иваном Грозным в 1569 году, когда были убиты городские старейшины, а вечевой колокол Новгорода лишён «языка». На Украине традиция вольностей вече сохранялась в форме Козацкой Рады Запорожской Сечи и западной модели самоуправления — Магдебургского права . Эти вольности были ликвидированы Екатериной II с ликвидацией гетьманщины и последней сечи переселением Дунайской Сечи на земли Кубани и Ставрополья «для порядка».

Функции веча некоторые историки сопоставляют со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом и собранием старейшин в древней Пруссии.

Вече (партия)

Вече  — политическая партия Украины , прежнее название — «Конституционно-демократическая партия». Политическая партия "Вече" была зарегистрирована Министерством юстиции 14 мая 1993 г. и внесена в Реестр политических партий под №14.

Вече (значения)

Вече:

  • Вече  — народное собрание в древней и средневековой Руси.
    • Новгородское вече
  • Вече — нижняя палата парламента Югославии .
Вече (газета)

«Ве́че» — русская газета националистической и монархической направленности, издававшаяся в 1905 — 1910 годах .

Первый номер вышел в Москве 11 декабря 1905 года. Её основатель и фактический редактор-издатель — В. В. Оловеников. Формально же он числился секретарём редакции, а издателем была его жена. В «Вече» № 2 (18 декабря 1905 года) редактором-издателем назван некто В. Владимирович.

В начале 1908 года Оловенников тяжело заболевает и уезжает на лечение за границу, после чего газету начинают редактировать его близкие помощники: Ф. А. Слепов, а затем несколько номеров М. Д. Плетнёв . После смерти Оловеникова (февраль 1908) газету продолжала издавать его мать, обозначенная в выходных данных как «наследники В. В. Оловеникова».

В дополнение к газете в 1908 году печатался еженедельный журнал «Вече», где помещались литературные произведения и фотографии видных монархистов.

До получения издателем разрешения на выпуск газеты (сообщение о подании прошения на издание еженедельной газеты опубликовано в № 4 от 3 января 1906 года) «Вече» выходило в форме сборников. № 1 вышел с подзаголовком «Новая московская ежедневная политическая газета», № 2 — с подзаголовком «Московская политическая газета». В этом же номере было опубликовано объявление: «Газета „Вече“ будет выходить, когда нужно, ибо денег редактор-издатель не имеет; субсидий никаких не желает».

Главный материал № 6 от 19 января — «Счастливый день русского народа», посвящённом Высочайшему приёму Николаем II 23 декабря депутации Союза русского народа.

№ 7 от 23 января вышел под названием «Московское вече» . Норме привлёк внимание публикацией «Политическая речь еврейского раввина, читанная им около 30 лет назад». № 8 от 8 февраля вышел под названием «Наше вече».

Лишь с 13 февраля газета обретает окончательный формат, и с этого времени издаётся под названием «Вече. Общественная, политическая и литературная газета, с портретами, рисунками и карикатурами». «Вече» выходило сначала по понедельникам, затем два, и потом — три раза в неделю. Тираж временами достигал 25 тысяч экземпляров. После прихода в редакцию художника Л. Т. Злотникова каждый номер выходил с злободневными карикатурами, в основном, на евреев.

Антиеврейский настрой доминировал и в публикациях «Веча». В 1907 почти в каждом номере газеты публиковался лозунг «Прочь жиды — Русь идёт». Начиная с 3 октября 1908 года в каждом номере печатался аншлаг «Жиды должны быть выселены из России обязательно». Авторами статей и сотрудниками газеты были, в том числе, такие известные монархические деятели, как П. А. Крушеван, Н. И. Еремченко, М. Д. Плетнёв.

«Вече» публиковало много стихов, большинство из которых были тоже антиеврейской направленности. К примеру, «Вече» от 7 ноября 1906 года представило сочинение Д. Павлова «Вон из России!»: «Вон из России! Вон, Иуда! Довольно с нас твоих „свобод“, Беги, предатель злой, покуда Не возмутился весь народ!».

Главным материалом номера «Веча» от 7 декабря 1906 года было «Открытое письмо А. И. Дубровина митрополиту Антонию». В номерах, последовавших за этой публикацией, издатель помещал материалы, возвращавшие читателя к теме, которую поднял в этом письме глава Союза русского народа.

Санкции , накладывавшиеся на газету, были связаны в основном с перегибами в критике представителей власти — министров правительства и чинов местной администрации. Так, за публикацию в № 60 статьи «Накануне баррикад» , в которой служащие Петербургского градоначальства — «связанные с евреями поляки» — обвинялись в убийстве В. Ф.фон-дер Лауница, газету оштрафовали на 1000 рублей. Такой же штраф был вынесен за публикацию в № 61 (июль 1907) письма С. Ф. Шарапова с обвинениями в адрес министра финансов В. Н. Коковцова.

Из-за отсутствия средств с 10 марта 1909 года газету передали Московскому СРН, после чего она стала называться «Вече. Орган Московского Союза Русского Народа», а затем «Вече. Орган русских монархистов-союзников. Издание Московского Союза Русского Народа».

Переход газеты в руки протоиерея Восторгова вызвал конфликт: ряд бывших сотрудников Оловеникова, являвшихся политическими противниками протоиерея, публично заявили об отказе участвовать в издании. И хотя на протяжении 1909 года новые владельцы постоянно сообщали читателям о намерении перейти с 1910 года в режим ежедневной газеты, необходимого числа подписчиков набрать не удалось, и Московский отдел СРН свернул планы продолжения издания «Веча».

Единственный номер за 1910 год вышел 15 февраля, накануне второй годовщины со дня смерти основателя издания, В. В. Оловеникова. Газета вышла под заглавием «Вече. Еженедельная общественно-политическая газета». Объявляя в этом номере подписку на 1910 год, редактор-издатель Ф. А. Слепов писал, что «главное место в газете отводится удивительному чудовищному росту проснувшегося русского национального самосознания и самосохранения, вылившегося в Черносотенное Освободительное движение». Однако следующего номера газеты так и не вышло.

Вече (журнал)

«Вече» — самиздатский журнал православно-патриотического содержания . Издавался в СССР в 1971—1974 годах. Журнал выходил примерно каждые 3 месяца, с тиражом 50-100 экземпляров . Объём номера составлял около 300 страниц. Всего вышло 10 номеров.

Основателем и главным редактором журнала был русский историк и диссидент Владимир Николаевич Осипов . Среди постоянных авторов журнала были московский священник Дмитрий Дудко , писатели Леонид Бородин , публицисты Геннадий Шиманов , Анатолий Иванов , Светлана Мельникова, Михаил Кудрявцев , Михаил Антонов . Большой вклад в издание журнала внесла Адель Найденович , которая тогда являлась супругой Владимира Осипова .

В одном из номеров было впервые опубликовано эссе Венедикта Ерофеева о Василии Розанове "Розанов глазами эксцентрика".

Материалы нескольких номеров журнала «Вече» были переизданы за границей издательством «Посев» в серии «Вольное слово».

Примеры употребления слова вече в литературе.

Е, какво пък, Лев Абалкин, Лъвльо-Ревльо, сега вече знаем някои неща за тебе.

Ернст-Юлий Хорн, наставникът на Абалкин в училището за прогресори, вече не беше между живите.

Налага се да чакам до утре, а утре тя дълго ще си спомня кой беше този Лев Абалкин и после, като си спомни, с въздишка ще каже, че нищо не е чувала за него ето вече цели двайсет и пет години.

Сплошь и рядом, даже и не враждуя, особым станом становились на вече: мельники и хлебопеки, кожевники и сапожники, плотники и краснодеревцы, серебряники и алмазники, каменные здатели и живописцы, плиточники и ваятели-гончары, корабельники, грузчики, портные и суконщики, железники и кузнецы, бронники и оружейники, рудокопы и доменщики, мыльники и салотопы, вощаники и медовары.

Затем он собрал своего рода вече, на котором присутствовали старшие братья Асархаддона, а также ассирийские чиновники и представители народа, и спросил их, согласны ли они с назначением Асархаддона наследником престола.

Интересно би било да науча какво е отговорил душичката Леонид Андреевич на този изблик на ярост и презрително възмущение, И вече като резидент в Хонти през октомври 67 г.

Той буквално разцъфнал пред очите му и след два-три часа, сякаш нищо не е било, вече приемал гости.

Гласовете вече не се чуваха, само далече долу някой блъскаше капака на сметопровода.

Вышел на вечевой помост Евпатий, рассказал про угрозу Рязани и всей земле русской, поговорил с народом так, как привык говорить в родном городе на шумном рязанском вече.

С трудом узнавал Евпатий места, где еще недавно шумело народное вече, где пестрели разноцветные купола Соборной церкви, где стояли великокняжеские хоромы с нарядными теремами и высоким резным крыльцом, откуда, бывало, князь говорил с народом.

Челото на потока вече нахлу в пресечката отдясно, а потокът блика ли, блика, но ето че няколко кучета се отделят от глутницата и рязко свиват към нас - едри проскубани животни, измършавели, с кичури скапваща козина.

Плащът бавно се свличаше от гърба му, а той вече седеше на скамейката, разкрачил крака, опрял лявата си ръка на хълбока, а със свободната си дясна ръка хванал ефеса на позлатения си меч, забит в изгнилите дъски на пода.

Прошли те времена, когда щитники, замочники и кузнецы смещали епископов и вмешивались в дела государственного управления, когда на вече предстательствовали старшины цехов, истинные представители черного народа, и на них опирались бояре в борьбе за власть.

Днес вече всички разбраха, че да раздрусаш с ритници тези своего рода съвършени цивилизации е толкова безсмислено и безперспективно занимание, както да се опитваш да ускориш растежа на дървото - да речем на някой дъб, - като го дърпаш за върха.

В нея растяха огромни дървета с твърди бели дънери, каквито не се бяха запазили никъде в империята - нито в Ируканското херцогство, нито пък в търговската република Соан, която отдавна вече беше превърнала всичките си гори в кораби.

Источник: библиотека Максима Мошкова