Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

вагон в словаре кроссвордиста

вагон

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

вагон

вагона, м. (англ. wagon).

  1. Крытая или открытая повозка на колесах, приспособленная для передвижения по рельсам. Товарный, трамвайный вагон.

  2. количество груза, равное вместимости товарного вагона (16 тонн). Вагон дров.

  3. перен. Очень большое количество (разг. фам. шутл.). Книг у него вагон.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

вагон

-а, м. Несамоходное (при оборудовании мотором - самоходное) транспортное средство, движущееся по рельсам. Товарный, пассажирский в. Моторный в. В,-ресторан. Времени у нас в. (перен.: очень много; разг.). В. и маленькая тележка (перен.: очень много кого-чего-н.; разг. шутл.).

уменьш. вагончик, -а, м.

прил. вагонный, -ая, -ое. Вагонное депо.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вагон

м.

    1. Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам.

    2. Количество груза, вмещающееся в такое транспортное средство.

  1. перен. разг. Большое количество, множество чего-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Большая Советская Энциклопедия

Вагон

железнодорожный (франц. wagon, от англ. waggon ≈ повозка). Прототип В. ≈ небольшой ёмкости повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях вначале вручную, а затем конной тягой. Впервые появился в Англии, затем в Германии. В 1786 ирландец Р. Л. Эджуорт предложил составлять поезда из таких повозок. Создание В. связано с открытием конно-чугунных дорог, первая из которых построена в графстве Суррей близ Лондона. На этой дороге конной тягой перемещались пассажирские и грузовые повозки (рис. 1). На Алтае П. К. Фролов в 1810 построил первую в России Змеиногорскую конночугунную дорогу с трёхвагонными составами. Ж.-д. состав из 12 грузовых В. и 21 пассажирского с паровой тягой испытан при открытии дороги между Стоктоном и Дарлингтоном (Англия) в 1825. Достижения в вагоностроении (рис. 2) были продемонстрированы при открытии Манчестер-Ливерпульской ж. д. в Англии (1830), на котором присутствовали специалисты-путейцы многих стран, в том числе и России.

В России первые грузовые (рис. 3) и пассажирские (рис. 4) В. различных типов построены на Александровском заводе в 1846. Это были крытые 4-осные В. и платформы с центральной сцепкой без буферов грузоподъёмностью 8,2 т. В 1855 построены первые 2-осные В. грузоподъёмностью 6,5≈10 т; с 1862 стали строить В.-ледники для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов; в 1872 появились цистерны 2-осной конструкции и специальные В. (для перевозки живой рыбы, молочных продуктов, песка и т.д.). В 1892 создан грузовой В. «нормального» типа грузоподъёмностью 12,5 т. В 1905 грузоподъёмность грузовых В. в России была увеличена до 15 т, а в 1911 ≈ до 16,5 т. В конце 19 в., наряду с созданием новых типов В., совершенствуется конструкция кузова рессорного подвешивания, тяговых приборов, буферного устройства, тормозов и т.д. К 1917 парк грузовых В. в основном состоял из 2-осных В. и насчитывал: крытых 67%, платформ 18%, полувагонов 5%, цистерн 6% и прочих 4%. Средняя грузоподъёмность 15,1 т.

Первые пассажирские В. в России появились на Царскосельской ж. д., открытой в 1837. Они имели вид карет. В 1846≈51 на Александровском заводе было построено 239 различных пассажирских В., а в 1865 инженер К. И. Рехневский сконструировал тележку с двойным рессорным подвешиванием, обеспечивавшим плавный ход. Пассажирские В. были оборудованы креслами (в 1-м и 2-м классах), и только в 1866 введены первые спальные В. в скорых поездах Петербург ≈ Москва (в 1867 в США созданы спальные В. системы Пульмана). Парк пассажирских В. был весьма разнообразен и состоял главным образом из 2-, 3-и 4-осных В., в основном с деревянными рамами и кузовами, с печным или водяным отоплением (индивидуальное для каждого В.) или с паровым от специального В.-котельной; освещение преимущественно свечное, редко газовое; почти все пассажирские В. имели автоматические тормоза, сквозную упряжь с винтовой сцепкой и буферами. Нормализация пассажирских В. началась с постройкой в 1896 4-осного В. длиной 18 м. В 1906 были построены двухэтажные пассажирские В. с тележками системы Рыковского.

За годы Советской власти вагонный парк коренным образом обновлен. В 1931 прекращено строительство старых типов В. и организовано производство крытых 2- и 4-осных грузовых В. грузоподъёмностью соответственно 20 и 50 т, платформ 20, 50 и 60 т, цистерн 24, 45, 50 м; 4-осных саморазгружающихся полувагонов грузоподъёмностью 60 т; хопперов 25, 60 и 70 т со стальной рамой и хребтовой балкой, позволяющей устанавливать автосцепку . Кузова изготовлялись с металлическим каркасом и обшивкой, выполненной из дерева или металлических листов. В. оборудовались автотормозами отечественной конструкции (см. Казанцева тормоз и Матросова тормоз ). С 1947 строятся цельнометаллические пассажирские В. длиной 23,6 м. По назначению различают В. пассажирские и грузовые; общесетевые и промышленные транспорта; для широкой и узкой ж.-д. колеи. Современные В. бывают несамоходными и самоходными (моторные электрифицированные ж. д., трамвайные, метрополитена, дизель-поездов, автомотрисы и др.).

Пассажирские В. (рис. 5≈12) разделяются на В. общего назначения (для перевозки пассажиров, а также В.-рестораны, почтовые, багажные, электростанции и др.) и специального назначения (служебные, санитарные, лаборатории, клубы и т.д.). К пассажирским относятся также В. трамвая и метрополитена. Пассажирские В. различают дальнего следования, межобластного и пригородного сообщения. В. общего назначения бывают: не купейные и купейные (мягкие или жёсткие). В. строятся с цельнометаллическим кузовом несущей конструкции, индивидуальным водяным или электрическим отоплением, принудительной и естественной вентиляцией, электрическим освещением. На многих В. имеются установки для кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и охлаждения питьевой воды. Дизель- и электропоезда комплектуются из моторных и прицепных вагонов. Современные В. купейные мягкие имеют 24≈32 места, жёсткие купейные ≈ 38 спальных мест, не купейные 54 места (81 место для сидения), областного сообщения ≈ 68 мест для сидения. Вместимость В. электро- и дизель-поездов приведена в таблице. Вместимость вагонов электро- и дизель поездов

Тип поезда Число пассажирских мест

в головном вагоне

в моторном вагоне

в прицепном вагоне

всего в поезде

Электропоезд ЭР-2 и ЭР-9П Электропоезд автомотриса ЭР-22 Дизель-поезд ДР-1

88

110

174

68

108

197

124

1050

1484

384

На ж. д. СССР перевозится за год свыше 2,8 млрд. пассажиров, что составляет свыше 65% пассажирских перевозок в стране (1969). В 1970 в СССР построено 1,8 тыс. пассажирских магистральных В.

═Грузовые (товарные) В. (рис. 13) подразделяются на В. универсальные (крытые, полувагоны , платформы, хопперы , цистерны , вагоны изотермические ) и специальные (гондолы, транспортёры, для перевозки цемента, муки, битума, живой рыбы, молока, вина, спирта, сахара-сырца) и др. В крытых В. перевозят грузы, требующие защиты от атмосферных воздействий, и ценные грузы. В СССР наиболее распространены 4-осные крытые В. грузоподъёмностью 60 и 62 т.

К грузовым В. промышленного транспорта относятся думпкары, шлаковозы, чугуновозы, вагонетки и др. Большое число промышленных В. узкоколейные. Основные технико-экономические параметры грузовых В.: грузоподъёмность, количество осей, коэффициент тары, удельный объём кузова, удельная площадь и линейные размеры. Грузоподъёмность В. ≈ наибольший груз, допускаемый к погрузке. Коэффициент тары ≈ отношение тары (собственной массы В.) к его грузоподъёмности. Удельная площадь ≈ отношение полезной площади пола В. к грузоподъёмности. Коэффициент тары грузового В. в СССР на 9≈12% ниже, чем в США; среднесуточный пробег в СССР составляет около 250 км, в США ≈ 83 км. По численности и грузоподъёмности парк грузовых В. СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е ≈ в мире. На грузовые В. приходится около 70% грузооборота в стране (1968). В 1970 в СССР построено 58,5 тыс. грузовых магистральных В.

В. имеют общие для всех типов основные элементы (узлы): ходовые части, кузов, ударно-тяговые приборы и тормоза. Ходовые части направляют В. по рельсовым путям, обеспечивают безопасность передвижения при требуемых скоростях, плавность хода и наименьшее сопротивление движению, а также служат основанием для кузова. Ходовые части состоят из колёсных пар, букс, рессорного подвешивания и объединяющих их балок и рам. Основанием кузова служит рама. К ней крепятся ударно-тяговые приборы и часть тормозного оборудования. Автосцепка с поглощающим аппаратом служит для сцепления вагонов и амортизации продольных усилий. Тормоза предназначены для автоматического регулирования скорости движения и остановки В. или поезда. Все пассажирские и часть грузовых В. оборудуются, кроме автоматических, ручными тормозами. Нормативный срок службы крытого грузового В. в СССР ≈ 41 год; полувагона, платформы и цистерны ≈ 43 года; пассажирского В. ≈ 55 лет. В мире насчитывается свыше 5 млн. грузовых и свыше 200 тыс. пассажирских В. (1970).

Развитие вагоностроения в СССР предусматривает создание грузовых В. большой грузоподъёмности, снижение тары и расхода металла на постройку каждого В., приспособленность В. к максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствование тормозов, автосцепных устройств и ходовых частей, обеспечивающих надёжную работу В. в тяжеловесных поездах (6000≈10000 т) со скоростью до 120 км/ч, применение в конструкции В. высокопрочных антикоррозийных сталей, высокопрочных алюминиевых сплавов и полимерных материалов, создание пасс. В. для движения со скоростями 200≈250 км/ч.

Лит.: Вагоны, М., 1965; Вагоны промышленного транспорта, М., 1966; Вагоны СССР. Каталог и справочник, М., 1969.

Р. Н. Арутюнов, Г. А. Казанский.

Википедия

Вагон

Железнодоро́жный ваго́н транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям (монорельсу, маглев-колее и т. д.) и эксплуатируемое с локомотивом . Прототип — небольшая повозка , представлявшая собой ящик , передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях.

Вагон является единицей подвижного состава (например, и чаще всего железнодорожного ). Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, естественно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда . Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.

В России прообразы вагона — вагонетки — появились на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах в 1764 году на Колываново-Воскресенском заводе на Алтае , а затем в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске , в 1810 на Змеиногорском руднике, а с паровой тягой — на Нижнетагильской железной дороге , построенной в 1834 году .

Для Царскосельской железной дороги подвижной состав был закуплен в Англии . Производство первых отечественных вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году .

Примеры употребления слова вагон в литературе.

Аскиз - Абаза из вагонов поездов Новокузнецк - Абакан и Абакан - Новокузнецк.

Кондуктор так и не пустил его в вагон, сколько Абрамович его ни упрашивал.

Там добывались нефть и уголь, производились сельхозмашины, железнодорожные вагоны, мостовые фермы, авто- и авиамоторы, корпуса для танков, снаряды и мины.

Если столкновение произошло в результате саморасцепа автосцепки, виновниками происшествия могут быть сцепщики вагонов или работники вагоноремонтного завода, выпустившие вагон из ремонта с дефектами автосцепки.

В транспортный план поставили переоборудование всех вагонов на автосцепку -- з н а ч и т , в р е д и л и, омертвляли капитал!

Железная дорога светила огнями, жила - свистели маневровые паровозы, лязгали автосцепкой вагоны, в репродуктор что-то кричал по-украински диспетчер.

Обращает внимание на состояние тормозных колодок, степень их нагретости, состояние автотормозных рукавов и их соединений, количество и положение стоп-кранов в вагонах, показания манометра и его исправность, положение ручки крана машиниста, состояние насоса, подающего воздух в автотормозную магистраль, наличие влаги в главных воздушных резервуарах, положение кранов автотормозной магистрали.

Большое оживление, вагоны на линии, а главное - на вокзале сделан питательный пункт для красноармейцев и агитационный пункт, где можно покупать московские газеты.

Он не взял бы сагатского адресочка, да случай выпал редкий здесь уйти из вагона.

Один Азарий продолжал смотреть в иллюминатор, будто в окно вагона, и глаза его только разгорались.

Благо двери в бакинских трамваях испокон веку никто не закрывает - во-первых, для прохлады, чтобы вентиляция была, а во-вторых, для удобства пассажиров: каждый, если умеет, может на ходу запрыгнуть в вагон и спрыгнуть с него, это в порядке вещей, даже пожилые азербайджанки порой решаются спрыгнуть на ходу, когда у поворота трамвай замедляет ход.

Воды в вагонах не было, и все двери были заперты: Но вскоре появился вездесущий алебардист Гласс с кружкой горячей воды для бритья и стаканом чая.

Зато в коридоре, куда он вышел, деликатно дав соседке по купе возможность приготовиться ко сну, можно было вволю любоваться своим отражением в большом окне вагона, покрытом черной амальгамой ночи.

Деревянные скамьи вагонов заполнились в Антофагасте задолго до отправления поезда.

Никто не знал, что поезд этот привез Вертуна: какое-то время он пробыл в Аракажу, чтобы приметившая его баиянская полиция забыла о нем, и вот теперь юркнул в вагон, груженный тяжелыми тюками.

Источник: библиотека Максима Мошкова