Энциклопедический словарь, 1998 г.
наскальные изображения железного века (ок. 7-1 вв. до н. э.) на скалах Бояры, вдоль среднего течения р. Сухая Тесь (приток Енисея), в Хакасии.
Большая Советская Энциклопедия
наскальные изображения на горном кряже Бояры, расположенном вдоль среднего течения р. Сухая Тесь (приток Енисея), в Боградском районе Хакасской АО. Рисунки, высеченные точечной техникой, изображают жилища, домашнюю утварь, людей и животных (коров, яков, лошадей, северных оленей, овец, коз, собак). Б. п. относится к тагарской культуре (7≈3 вв. до н. э.) и частично захватывает переходный этап (2 в. ≈ 1-я половина 1 в. до н. э.) к таштыкской культуре .
Лит.: Грязнов М. П., Боярская писаница, «Проблемы истории материальной культуры», 1933, ╧ 7≈8; Дэвлет М. А., Большая Боярская писаница, «Советская археология», 1965, ╧ 3.
Википедия
Боярская писаница, 2008
Петроглифы Боярской писаницы, Большой и Малой, были открыты и исследованы А. В. Адриановым в 1904 г. В 1962 г. студентами Московского Высшего художественно-промышленного училища изображения Большой Боярской писаницы были срисованы и сфотографированы. В 1960–1970 -е гг. М. А. Дэвлет заново обследовала эту писаницу и опубликовала книгу «Большая Боярская писаница».
Опираясь на иллюстрации М. А. Дэвлет, данные изображения по сюжету можно классифицировать следующим образом: изображений оленя — 22, козла — 12, горного козла — 3, быка — 9, собаки — 1, людей — 24, изображений котлов — 17, домов — 28, всадников — 6, бочонков — 7, держащего в руках лук человека — 1 и т. д. Всего представлено 151 изображение . Всего фигур зверей — 47, что составляет треть всех рисунков. На Большой Боярской писанице самые многочисленные изображения — жилища , только единичных изображений домов — 28. Жилища можно разделить на рубленые дома и юрты . Юрты в контексте этой композиции , по мнению М. А. Дэвлет , следует рассматривать как изображения традиционных жилищ кочевников Южной Сибири и «гэр» степняков Монголии , а рубленые дома — как обычные для тайги бревенчатые избы . На плоскости памятника изображены деревянные юрты, выполненные в той же технике, которая характерна и для современных хакасов .
Малая Боярская писаница включает более 40 изображений жилищ, антропоморфных существ, оленей, коз, коней . Переходом от скотоводства к земледелию объясняет появление изображений С. В. Киселев . От этого мнения отличается точка зрения, синхронно высказанная М. П. Грязновым , который определил значение памятника как объекта религиозного назначения. Вокруг этих двух точек зрения на писаницу — «реальный поселок» или «поселок предков» — ведутся научные споры уже несколько десятилетий.