Энциклопедический словарь, 1998 г.
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ (писаницы, петроглифы) древние (от палеолита до средневековья) изображения на стенах пещер, на скалах и камнях, выполненные краской (см. Альтамира, Ласко и др.), резьбой, рельефом (Бохусленские наскальные изображения) и пр.
Большая Советская Энциклопедия
петроглифы, писаницы, древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитические Н. и. представлены в пещерах и гротах Южной Франции ( Комбарель , Монтеспан , Ласко и др.), Северной Испании ( Альтамира , Кастильо и др.). Характерны фигуры животных, главных объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников ≈ медведя, пещерного льва. На территории СССР палеолитические Н. и. открыты в Каповой пещере на Урале, на скалах у деревни Шишкине на р. Лене, геометрические начертания ≈ в гротах Мгвимеви на Кавказе. Большинство исследователей признаёт, что Н. и. имели магическое значение. Стиль и техника Н. и. разнообразны ≈ от контурного изображения, процарапанного или обведённого одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи (применялись минеральные краски). В конце палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита Н. и. получили более широкое распространение. В росписях Восточной Испании, Южной Италии, Северной Африки ( Тассилин-Аджер ), Центральной, Восточной Сахары, Южной и Восточной Африки главное место занимают сложные композиции сцен охоты, войны, обрядовых действий (см., например, в ст. Бушмены ). Особую группу составляют своеобразные Н. и. неолитических охотничье-рыболовческих племён севера (в Северной Скандинавии, в Карелии и Восточной Сибири). На поверхности гранитных скал выбиты или написаны охрой динамические сцены охоты, изображения мифологического значения и др. Дальнейшее развитие и распространение Н. и. получили в эпоху бронзы и особенно раннего железа. Н. и. этого времени встречаются во многих странах. В СССР они известны на С. Европейской части, в Сибири (на Енисее, Лене), в Туве, на Кавказе и в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Иногда сотни и тысячи изображений, часто относящихся к различным эпохам, сплошь покрывают скалы; нередко древние изображения перекрыты более поздними (например, Кобустан в Азербайджанской ССР, Писанная гора в Хакасии, Коодо-Сомон в Монголии и др.). Среди Н. и. этого времени, помимо изображений диких животных, сцен охоты, магических знаков и др., характерных и для предшествующих эпох, встречаются изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религиозных обрядов, лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сражений и грабительских набегов и многие др. Н. и. в художественной форме отражают хозяйственную и духовную жизнь людей соответствующей эпохи и имеют большое значение как исторический источник.
Лит.: Бадер О. Н., Каповая пещера, М. 1965; Гущин А. С., Происхождение искусства, Л. ≈ М., 1937; Лот А., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1962; Окладников А. П., Шишкинские писаницы, [Иркутск], 1959; Равдоникас В. И., Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря, ч. 1≈2, М. ≈ Л., 1936≈38; Савватеев Ю. А., Залавруга, ч. 1 Л., 1970; Формозов А. А., Очерки по первобытному искусству, М., 1969; Чернецов В. Н., Наскальные изображения Урала, [ч. 1≈2], М., 1964≈71; Breuil Н. (Abbé), Quatre cents siécles d"art pariétal, Montignac, 1952; Graziosi P., Die Kunst der Altsteinzeit, [Stuttg., 1956]; Leroi-Gourhan A., Préhistoire de l"art occidental, [P., 1965].
З. А. Абрамова.