аэросани в словаре кроссвордиста
аэросани
- Первый такой транспорт в России построил в 1904 году инженер Неждановский, а четыре года спустя инженер Кузин снабдил изобретение авиамотором
- Транспорт полярников
- Зимнее средство передвижения с пропеллером
- Механический транспорт, передвигающийся по снегу при помощи воздушного винта
- Сани с воздушным винтом
- Механические сани с воздушным винтом
- Транспорт для передвижения по снегу и льду тягой воздушного винта
- Механический сани, передвигающиеся по снегу при помощи воздушного винта
- Сани с пропеллером
- Зимняя повозка с пропеллером
- Снегоход с винтом
- Розвальни с винтом
- Лыжи с "вентилятором"
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
аэросаней, ед. нет. Сани, движущиеся при помощи пропеллера; снегоход.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ей. Механические сани с воздушным винтом.
прил. аэросанный, -ая,-ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
мн. Сани, передвигающиеся по снегу и льду с помощью тяги воздушного винта.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
передвигаются по снегу и льду тягой воздушного винта. "Аэросани-амфибия" имеют скорость св. 100 км/ч по снегу, 80 км/ч по воде, дальность хода до 500 км, грузоподъемность до 600 кг. Применяются в основном в условиях Крайнего Севера.
Большая Советская Энциклопедия
сани, передвигающиеся по снегу и льду тягой воздушного винта. Первые А. в России были построены в 1908 на московской фабрике «Дукс». Несколько типов А. было создано А. С. Кузиным и др. Небольшая серия А., выпущенных в 1915≈16 автомобильным заводом Всероссийского земского союза, применялась на фронте. Решением СТО в 1919 была создана Комиссия по организации постройки аэросаней (КОМПАС). В 1919≈32 при участии видных советских учёных и конструкторов, входивших в КОМПАС, был разработан ряд типов А. (АНТ ≈ конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС ≈ А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ ≈ Н. Р. Бриллинга, БЕКА ≈ Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 40≈50-х гг. Распространение получили аэросани AHT-IV, которые выпускались серийно. В период Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые ≈ НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 50≈60-х гг. было начато серийное производство А. «Север-2», КА-30 (рис.), созданных конструкторским бюро Н. И. Камова, и А.-«амфибий», разработанных конструкторским бюро А. Н. Туполева.
А. цельнометаллической конструкции имеют установленный на 3 или 4 лыжи кузов и управляются носовыми поворотными лыжами; в кормовой части А. располагается двигатель с воздушным винтом. В А.-«амфибиях» кузов на лыжах заменен для лучшей проходимости одной лодкой-лыжей, что позволяет двигаться не только по рыхлому снегу, но и по воде, мелководным рекам, заболоченным водоёмам, льду с полыньями, битому льду. А.-«амфибия» управляются вертикальными рулями, расположенными в кормовой части лодки-лыжи. Грузоподъёмность А. и А.-«амфибий» достигает 600 кг, дальность хода до 500 км, при мощности двигателя 190 квт (260 л.с.) они развивают скорость св. 100 км/ч по снегу и до 80 км/ч по воде (А.-«амфибия»). В СССР А. и А.-«амфибию» применяют для связи, перевозки почты, людей, грузов, патрульной службы и др. в условиях бездорожья Севера Европейской части и Сибири. За границей для тех же целей А. применяют в скандинавских странах, Канаде и Аляске. Продолжается разработка А. с повышенной экономичностью и надёжностью, для использования в любую погоду и время года.
Лит.: Евстюшин Н. И., Развитие аэросанного транспорта в СССР, М., 1959.
Г. С. Махоткин.
Википедия
Аэроса́ни — самоходные сани , снабжённые двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом . Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду. Скорость аэросаней, в зависимости от мощности двигателя, — от 25 до 140 км/ч. Аэросани имеют шасси , состоящие из 3 или 4 лыж. Аэроглиссеры ошибочно относят к аэросаням, так как определение «аэросани» предполагает основную среду передвижения — суша , а глиссеры являются судами и предназначены для передвижения по воде.
Примеры употребления слова аэросани в литературе.
Шелест ответил: - В шесть часов утра надо подать аэросани к Кремлю, к башне Кутафье.
Наконец, уже запаздывая, мы - аэросани впереди, мотоциклетка сзади - двинулись к Кремлю.
Итак, Россия летела вперед, летела в будущее, летела через рытвины, сугробы, как летят аэросани по снежной целине.
Я берусь предсказать, - заявил он, - что произойдет, если мы, по совету уважаемого Сергея Борисовича Ганьшина, передадим заказ на аэросани какому-нибудь заводу.
И знаешь, Миша, - самым мирным тоном произнес Николай Егорович, - почему бы тебе не соорудить аэросани трубчатой конструкции?
В иных случаях, как я уже, кажется, докладывал, приходилось раздобывать лошадей и с позором волочить аэросани в мастерские.
Для них эти невиданные аэросани являлись, конечно, в какой-то степени символом революционного города, Москвы, нового мира!
Вскоре на подмосковной станции Перово мы провожали этот отряд, отправлявшийся на фронт, и помогали грузить аэросани на платформы, прицепленные к бронепоезду.
А наши славные аэросани, вся первая партия, прибыли для ремонта к нам в Москву.
В 1920 году мы выпустили еще две серии по тридцать штук, но в боях этого года аэросани больше не участвовали.
Потому что он спросил, пройдут ли аэросани по такому снегу до Петрограда.
Да, да, этот самый Никитин, командир отряда, тогда еще очень молодой, принимал аэросани на Лефортовском плацу.
Он согласился вести аэросани, участвовать в завтрашнем пробеге на Волгу.
В АДВИ имелся отдел аэросаней, и я, не оставляя многих других дел, которыми занимался в институте, стал строить аэросани собственной конструкции.
Теперь солдаты в белом камуфляже обследовали занесенные снегом аэросани и отпугивали выстрелами волков по гребням холмов.
Источник: библиотека Максима Мошкова