Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

аттис в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

аттис

в фригийской мифологии бог плодородия, возлюбленный богини Кибелы. Соответствует финикийскому Адонису и вавилонскому Таммузу.

Мифологический словарь

аттис

(греч.) — бог природы фригийского происхождения. Поклонение А. связано с оргиастическим культом Великой матери, богов — Кибелы. А. был юношей исключительной красоты, и стал возлюбленным Кибелы. По лидийскому сказанию, А. погиб от раны, нанесенной ему на охоте диким кабаном, и был воскрешен по просьбе Кибелы (миф аналогичен сказанию о смерти и воскрешении Адониса). По фригийскому мифу, А. был сыном двуполого божества Агдитис и дочери реки Сангариос. Юноша был так красив, что Агдитис влюбилась в него и из ревности ввергла в безумие, в припадке которого он оскопил себя и умер (греческий вариант мифа: А. был любимцем Кибелы, стражем ее храма, нарушившим обет безбрачия). Богиня в раскаянии упросила Зевса сделать тело А. вечно юным и нетленным, а из крови А. выросли весенние цветы и деревья.

Википедия

Аттис

А́ттис  — в древнегреческой мифологии юноша необычайной красоты, родом из Фригии , возлюбленный Кибелы .

Родился и вырос у реки Галлы (см. Агдистис ). Затем нисшел в пещеру и сблизился с нимфой. Возничий Кибелы, привез Дионису доспехи работы Гефеста.

Святилище в честь Матери богов и Аттиса было в Димах . Согласно элегиям Гермесианакта , Аттис — сын фригийца Калая, переселился в Лидию и учредил оргии. Зевс наслал на поля кабана , который умертвил его. По другому преданию, Аттис пришёл в безумие и отсек себе половые органы. стихотворении LXIII Катулл говорит об Аттисе до оскопления в мужском роде, после оскопления — в женском :

Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян, Оскопил он острым камнем молодое тело своё. И себя почуял лёгким, ощутив безмужнюю плоть, Окропляя теплой кровью кремнистый выжженный луг.

. . .

О, как был я горд и счастлив, о, как много я пережил! Вот я дева, был мужчиной, был подростком, юношей был, Был палестры лучшим цветом, первым был на поле борьбы. От гостей гудели двери, от шагов был тёплым порог. Благовонными венками был украшен милый мой дом. От постели, вечно весел, подымался я поутру. И теперь мне стать служанкой, стать Кибелы верной рабой! Стать Менадой, стать калекой, стать бесплодным, бедным скопцом!

Превратился в сосну.

Похоронен в храме Матери богов в Пессинунте. Святилище также в Патрах.

Есть рассказ, что Зевс вырвал яички у барана и бросил их на лоно Деметры (то есть Кибелы ). Р.Онианс указывает, что в представлении древних «…ампутация яичек препятствовала семяизвержению. … Тем самым первоначальной целью религиозного самооскопления нужно считать не передачу божеству сосудов с семенем, как полагает, например, Фрэзер , и не уничтожение своего пола, но сохранение внутри семени, вещества жизни и души, с которым практически отождествлялась психе».

Примеры употребления слова аттис в литературе.

У древних шумеров это были Инанна и Таммуз, у египтян - Исида и Осирис, у греков - Аттис, Адонис, Вакх и Персе-фона.

Фригийский пастух Аттис, герой другого мифа, пал жертвой ревности богини Кибелы.

И наконец в полном исступлении Аттис бросается под священную сосну и, оскопив себя, умирает.

По словам поэта, Любит их Матерь богов, ибо некогда Аттис Кибелин, Образ утратив мужской, в стволе заключился сосновом.

Стволов скрещенных скрип раздался вдалеке Мешая стон и хрип борей ревет в тоске А эльфы у реки хохочут над обрывом И вторят их рожки рыдающим порывам О Аттис Аттис бог прелестный и шальной Злорадных эльфов рог пел над твоей сосной Поверженной на склон ударом ветра-гота Лес в бегство обращен о римская пехота И сосны бросил он как копья на песке Деревни впали в сон и грезят в столбняке Подобно девственницам старцам и поэтам И их не разбудить когда слетят к реке Терзать их голубей орланы пред рассветом Перевод И.

Несомненно, в начале его лежит некое подобие культа природы, вдохновленного прямо или косвенно тайнами, окружающими на Ближнем Востоке Таммуза, Аттиса, Адониса или Озириса.

Вот рождение Будды, бегство Исиды с младенцем Гором, распятие Митры и Марсия, оплакивание Адониса и Аттиса, Воскресение Осириса.

Разгневавшись, она навела на Аттиса безумие, и тот в порыве неистовства оскопил себя и умер, истекая кровью.

Экстатический, оргийный характер культа Природы особенно ярко проявился в религии Аттиса, мифического героя, во многом подобного Адонису и Осирису.

Во время праздников Аттиса его изображение привязывали к сосне, и служители богини, корибанты, совершали вокруг ствола ритуальную пляску, справляя вместе с Кибелой тризну по Аттису.

В оргии корибанты имитировали безумие Аттиса и после ночи разгула падали без сил, залитые кровью и изувеченные.

И действительно, сколь бы странно это ни казалось, самоистязания в честь Кибелы и Аттиса обладали поистине магнетической силой.

Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни.

В обрядах Адониса и Аттиса под эротической оболочкой мы находим все то же стремление вернуться к поклонению божественной Матери, которое одушевляло индийских шактистов.

Однако ни церемоний в честь Аттиса и Сераписа, ни ритуальных омовений, ни кропления кровью жертвенного быка, ни размышлений над символами не было достаточно, чтобы стать мистом.

Источник: библиотека Максима Мошкова