амбивалентность в словаре кроссвордиста
амбивалентность
Словарь медицинских терминов
возникновение антагонистических тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия и т.п.).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба и valentia - сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Э. Блейлером.
Большая Советская Энциклопедия
(от лат. ambo ≈ оба и valentia ≈ сила), двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. Обычно одно из амбивалентных чувств вытесняется (как правило, бессознательно) и маскируется другим. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей . Термин «А.» предложен швейцарским психологом Э. Блейлером.
А. В. Петровский.
Википедия
Амбивале́нтность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Примеры употребления слова амбивалентность в литературе.
Все эти обряды также транспонировались в литературу, придавая символическую глубину и амбивалентность соответствующим сюжетам и сюжетным положениям или веселую относительность и карнавальную легкость и быстроту смен.
Если же карнавальная амбивалентность угасала в образах развенчания, то они вырождались в чисто отрицательное разоблачение морального или социально-политического характера, становились однопланными, утрачивали свой художественный характер, превращаясь в голую публицистику.
Карнавальное мироощущение с его категориями, карнавальный смех, символика карнавальных действ увенчаний - развенчаний, смен и переодеваний, карнавальная амбивалентность и все оттенки вольного карнавального слова - фамильярного, цинически-откровенного, эксцентрического, хвалебно-бранного и т.
Но такая амбивалентность - правда, обычно в более приглушенной форме - характерна для всех героев Достоевского.
Но при любой степени и при любом характере преобразования амбивалентность и смех остаются в карнавализованном образе.
Мы, конечно, несколько упрощаем и огрубляем очень сложную и тонкую амбивалентность последних романов Достоевского.
В танце мы обнаруживаем ту же противоречивость слепоты и зрения, ту же странную амбивалентность отношений между телом и его демоном, что и в виноградовском примере из Достоевского.
Весь рисунок посвящен ситуации перехода из сна в бодрствование, и этот переход определяет амбивалентность шара.
Померанц: То, что мучило Достоевского, впоследствии получило научное название: амбивалентность психики, биологическая агрессивность.
Достоевский пристально вглядывался в человеческую амбивалентность, в сосуществование в одной душе идеала и подлости, считая, что разобраться в блазоне и есть понять человека.
В начале рассказа дается рассуждение на типичную для карнавализованной мениппеи тему об относительности и амбивалентности разума и безумия, ума и глупости.
Все здесь полно резких карнавальных контрастов, мезальянсов, амбивалентности, снижений и развенчаний.
Хармс исходит из амбивалентности отношений между множеством и его элементами62 .
Говоря об амбивалентности русской души, они опирались не на всемирность, а на беспочвенность, не на отзывчивость и богоизбранность, а на рождение нового жестокого антропологического типа, который возобладает в сфере общественной жизни.
Во-вторых, поглощенность собственными негативными эмоциями при наличии страстного желания понравиться другим создает ощущение растерянности, двойственности, амбивалентности своих чувств и неопределенности своего положения.
Источник: библиотека Максима Мошкова