алезия в словаре кроссвордиста
алезия
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЛЕЗИЯ (Alesia) древний галльский город-крепость; осада и взятие Алезии Юлием Цезарем в 52 до н. э. завершили завоевание Галлии Римом. Городище у г. Дижон (Франция): остатки укреплений, осадных римских сооружений, находки оружия и др.
Большая Советская Энциклопедия
(Alesia), древний галльский город-крепость (в районе современного Дижона, Франция), который в 52 до н. э. был осажден Ю. Цезарем при подавлении общего восстания галлов. Галлы во главе с Верцингеторигом упорно оборонялись, но вследствие превосходства римлян в силах, осадной технике и военном искусстве, а также недостатка продовольствия были вынуждены капитулировать. Этим закончилось завоевание Галлии. Археологическими раскопками (с 1860) здесь вскрыты осадные сооружения и рвы, воздвигнутые Цезарем. На месте, где, по его сообщению, произошло решающее сражение, найдено оружие римских и галльских типов и монеты (не моложе 52 до н. э.). Город существовал и в римское время: вскрыты римский театр, храмы и др. В средние века запустел и теперь на его месте ≈ городище Ализ и селение Ализ-Сент-Рен.
Википедия
Алезия (Alesia) — древний галльский город-крепость (в районе современного Дижона , Франция ), который в 52 году до н. э. был осаждён Юлием Цезарем при подавлении общего восстания галлов .
Примеры употребления слова алезия в литературе.
В 1909 году, в Париже, по соседству со мной, на тихой улице Алезия, проживал крупный скотопромышленник господин Вэво с молодой женой Марго.
В воскресенье, около четырех часов пополудни, Жан отправился на улицу Алезия, чтобы попрощаться с госпожой Вэво.
Воспоминание об осаде Алезии, когда Цезарь заморил голодом гражданское население крупного галльского города, нагнетало обстановку еще больше.
Осада Алезии, в которой заперся вождь восставших против Цезаря галлов Верцингеторикс, происходила в 52 г.
Итак, возвращаясь к Верцингеторигу, в этой статуе традиционные элементы будут радикально перевернуты, и это неоспоримое пластическое и визуальное новшество, по убеждению Марраста, выразит динамическую трактовку галльского героя, который будет, как древесный ствол, вырастать из земли в самом центре площади Аркейля, держа в обеих руках, вместо бесконечно пошлых меча и щита, столь удобных для голубей, основной объем глыбы, и тем самым средствами скульптуры будет заодно дано перевернутым традиционное несоответствие между скрытой и видимой частями айсберга, что Маррасту всегда казалось символом злобного коварства природы, и, хотя между айсбергом и героем Алезии весьма мало общего, коллективное подсознание наверняка получит по подспудным каналам сильный шок, а в плане эстетическом -- приятное удивление при виде статуи, которая поднимает к небесам самую тяжелую и скучную часть себя самой, косную материю существования, устремляя к лазури грязную, плачевную свою основу в истинно героическом преображении.
Источник: библиотека Максима Мошкова