Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

акварель в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

акварель

акварели, ж. (фр. aquarelle).

  1. только ед. Краски разводимые в воде.

  2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей.

    собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее.

  3. только ед. Рисование акварелью (спец. живоп.). Специальность этого художника - акварель. Он особенно искусен в акварели.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

акварель

-и, ж.

  1. собир. Прозрачные, обычно клеевые краски разводимые на воде. Писать акварелью.

  2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей.

    прил. акварельный, -ая, -ое. Акварельные тона (мягкие, нежные).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

акварель

ж.

  1. Художественные краски, легко разводимые водой.

  2. Техника живописи, основанная на применении таких красок.

  3. Картина или рисунок, написанные такими красками.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

акварель

АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

Большая Советская Энциклопедия

Акварель

(франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua ≈ вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь ) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко ≈ шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы А. ≈ размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр , «чёрная А.», тушь. В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В 15≈17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. ≈ пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов ≈ П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 ≈ начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников «Мира искусства» ). В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, ≈ представителей экспрессионизма , А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.

Советской А. свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков ≈ портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников 1960-х гг.

Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. ≈ Л., 1950; Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.

О. В. Мамонтова.

Википедия

Акварель

Акваре́ль — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Акварель (фильм)

«Акварель» — дебютный короткометражный художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани . По мотивам рассказа А. Грина.

Акварель (значения)

Акваре́ль:

  • Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски или сами акварельные краски.
  • Акварель — дебютный короткометражный художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани.
  • Акварель — именной поезд Московского метрополитена.

Примеры употребления слова акварель в литературе.

Авилов удобно устроился у стола и стал разглядывать с помощью казуали акварель начала восемнадцатого века - внутреннее убранство парадной залы.

Повертев в руках акварель Радужного дворца, Авилов укрепил казуаль в вертикальном положении, а затем на некотором расстоянии за линзами казуали установил акварель.

Сдвигая акварель в стороны по отношению к линзам казуали, Авилов смог увидеть то одну, то другую стену почти во всем объеме!

Мавродин опустился в кресло, и тогда Вадим Сергеевич достал из ящика казуаль, взял акварель Радужного, также хорошо знакомую и Мавродину, и предложил: - Попробуйте рассмотреть вот через эти линзы.

Авилов помог Мавродину установить линзы под нужным углом, поднес к ним акварель, потом стал двигать ее в стороны.

Ведь известна лишь акварель, и то одной незначительной части сооружения.

Наталья Львовна долго смотрела на акварель, потом на него, опять на картинку в рамке и тихо, точно боялась, чтобы кто-нибудь не подслушал, почти вплотную приблизясь к его лицу, сказала: - Никогда никому не расхваливайте так свою покойную жену, а то будут думать, что это именно вы и довели ее до смерти!

Например, у нас есть две картины кисти Саймона Морли, приобретенные прошлой весной на выставке вашего художественного отдела, плюс одна акварель и несколько эскизов - за все заплачено сполна.

У стены напротив стоял зеленый картотечный шкаф, за спиной у меня висело зеркало, а справа у двери небольшая акварель в рамке - крытый мост, сделано неплохо, но в общем заурядно.

Я прищурился, глядя в раздумье поверх стола, и тут обратил внимание на акварель на стене.

Рюб стоял у стола и, повернувшись, взглянул на акварель с озадаченным видом.

А эта вот картина, -- говорил глухой Шепард, назидательно тыча пальцем в большую грязную акварель на стене, -- на ней представлена ферма, где пятьдесят лет тому назад мой брат и я проводили каждое лето.

Авилов вешал на стены, расставлял вокруг рабочего стола старые гравюры, акварели - они также помогали.

Видимо, с уцелевшей акварели, сохранившей облик Радужного дворца, - время идет, а проект восстановления не очень-то у него продвигается.

Во время разговора по телефону у Вадима Сергеевича созрело решение - не трогать акварели Радужного дворца, проверить казуаль на работах, уже завершенных, где он знает ответ в непростой задаче.

Источник: библиотека Максима Мошкова