Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЗАТЫ (перс. азад - свободный; арм. - свободный, благородный) в Иране при Сасанидах низшая прослойка привилегированного сословия всадников (артештарам) - средние и мелкие землевладельцы, служившие во время войны в конном ополчении. В средневековой Армении название средних и мелких феодалов, а также вообще феодалов, в отличие от несвободных лиц (аназатов).
Большая Советская Энциклопедия
(персидское азад ≈ свободный; армянское≈ свободный, благородный),
в Иране при Сасанидах низшая прослойка привилегированного сословия всадников (артештаран) ≈ средние и мелкие землевладельцы, свободные от податей и обязанные службой в конном ополчении во время войны.
В Армении в раннем средневековье ≈ средние и мелкие феодалы; в более общем значении ≈ все феодалы, в отличие от «несвободных» (аназаты) ≈ горожан и крестьян.
Википедия
Аза́ты — в Сасанидском Иране низшая, наиболее массовая прослойка привилегированного сословия воинов (артештарам) — средние и мелкие землевладельцы, освобождённые от податей и составлявшие во время войны конное ополчение.
Сасанидское государство не имело постоянного войска, которое комплектовалось лишь по мере надобности и состояло из конницы знати и привилегированной части воинов, ополчения азатов и вспомогательных частей пехоты из крестьян
В средневековой Армении — средние и мелкие феодалы, а также вообще феодалы, в отличие от непривилегированного сословия аназатов . Азаты составляли низший слой знати и, подобно землевладельцам других народов, служили в коннице. Эти тяжеловооруженные воины славились своей храбростью. В атаку они неслись с пиками наперевес, а в ближнем бою сражались длинными мечами, палицами или топорами. Во время осады крепости Артогерасса царем государства Сасанидов Шапуром II в 368-369 гг. н.э. такие всадники составляли личную охрану царицы Парантзем, жены царя Аршака. Азаты считаются предшественниками рыцарей Средневековья: они высоко ценили честь и верность и порой разрешали споры на поединках.
Примеры употребления слова азаты в литературе.
Пробиваться становилось все труднее, но азаты теперь не шпорили лошадей.
Другие азаты, которые закончили еду, тоже нащупали руками узлы и сосредоточились.
Оставшиеся азаты, стражники, рабы -- все коснулись ладонями глаз и сложили на груди руки.
Подняли глаза азаты у себя на дворе, зашумели собиратели оливок, жарко, ошеломляюще запахли гигантские ктесифонские розы.
Другие азаты тоже взяли к себе в дом по гостю, и лишь один, Адурбад, поехал дальше в одиночестве.
Внизу у холма уже ждали приехавшие азаты -- свои и из окрестных дехов.
Маг с топориком и прутьями, служитель с чашей, а за ними старики и азаты двинулись вверх к храму.
Все было смешано потом в красной ночи: землепашцы в белых одеждах, азаты, гусары, дипераны, люди города.
Услыхав знакомый приказ, азаты уже без колебаний бросились, ломая розовые кусты.
К войскам на границе с ромеями поехал воитель Сиявуш, потому что оставляли самовольно рубежи азаты и уезжали в свои голодные дехи.
Воитель Сиявуш заползал туда каждую ночь, и азаты ложились рядом в корнях дуба.
Даже не вынимая своих ножей, слитными пятерками шли красные деристденаны, и азаты принялись привычно, деловито рубить их прямыми, расширяющимися к концу мечами.
Сопровождающие его молодые азаты, почти мальчики, почтительно остановились сзади.
Источник: библиотека Максима Мошкова