Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

ямвлих в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ямвлих

ЯМВЛИХ (сер. 3 в. - ок. 330) античный философ-идеалист, ученик Порфирия, основатель сирийской школы неоплатонизма, в учение которого внес элементы восточного магизма.

Большая Советская Энциклопедия

Ямвлих

(lámblichos) (около 250, Халкис, Сирия, ≈ около 330), древнегреческий философ, основатель сирийской школы неоплатонизма , ученик Порфирия . Продолжил тенденцию неоплатонизма к дальнейшей дифференциации основных понятий Плотина («Единого», «Ума»-нуса, «Души»), учение которого Я. соединял с восточной мистикой. Автор большого «Свода пифагорейских учений» (сохранилось 5 трактатов). В своей чрезвычайно разработан ной системе богов различных уровней (боги надмирные ≈ чистые умы и душа, боги небесные, предводительствующие 12 мировыми сферами,≈ земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира, боги поднебесные и, наконец, «охраняющие» боги и демоны отдельных людей и народов) Я. стремился отстоять политеизм древней мифологии перед лицом побеждавшего христианского монотеизма. В трактате «О египетских мистериях» пытался дать истолкование и классификацию мантики, жертвоприношений и других обрядов древней религии. Большое историко-философское значение имел метод комментирования диалогов Платона у Я. (трактовка во всех аспектах ≈ этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии вплоть до флорентийской Академии платоновской ( Пико делла Мирандола и др.).

Тексты: Jamblichi de mysterns liber, rec. G. Parthey, Berolini, 1857; Jamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 372≈75; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd I ≈ Die Philosophie des Altertums, B., 1926 (лит.).

А. Ф. Лосев.

Википедия

Ямвлих

Я́мвлих (, 245 / 280 — 325 / 330 ) — античный философ- неоплатоник , ученик Порфирия , глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее .

Ямвлих (писатель)

Ямвлихсирийский грекоязычный писатель II века н. э., автор романа « Вавилоника » .

Скудные сведения о его биографии известны со слов патриарха Фотия , оставившего пересказ романа:

«Писатель сообщает, что он и сам вавилонянин и знаток магии, но сведущ и в эллинской образованности, что его цветущий возраст приходится на время Соэма , сына Ахеменида , потомка Арсаки , который царствовал, происходя от царственных предков, и все же стал членом сената в Риме, даже консулом, а затем снова был царем великой Армении ; на его время и пришелся расцвет Ямвлиха, как он сам говорит об этом. Он упоминает, что над римлянами царствовал Антонин ( Марк Аврелий ), когда Антонин, по его словам, послал Вера, главного полководца, брата и свояка, на войну с парфянином Вологесом , Ямвлих предсказал и начало и исход войны; Вологес убежал за Евфрат и Тигр, а парфянская земля стала подвластной римлянам».

Соэм стал правителем Армении в 164 году , война с Парфией состоялась в 165 году . Это даёт основания датировать творчество Ямвлиха третьей четвертью II века.

Ямвлих (значения)

Ямвлих:

  • Ямвлих I (ум. 31 до н. э.) — князь Эмесы
  • Ямвлих II (ум. 14) — царь Эмесы в 20 до н. э. — 14 н. э.
  • Ямвлих — сирийский грекоязычный писатель II века н. э.
  • Ямвлих (245/280—325/330) — античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее.

Примеры употребления слова ямвлих в литературе.

Ибо отойдя ко сну при условиях, которые нам описывают Гиппократ, Платон, Плотин, Ямвлих, Синесий, Аристотель, Ксенофонт, Гален, Плутарх, Арте-мидор Дальдийский, Герофил, Кв.

Правда, Ямвлих здесь интересен для нас не столько своими окончательными выводами, сколько свидетельством о назревании этих окончательных выводов, в которых поэтому многое для нас остается не очень ясным.

Здесь Ямвлих привлекает старинное учение пифагорейцев и Платона о диалектике предела, беспредельного и синтеза того и другого в числах.

Тем не менее такая числовая единица решительно везде и во всем одна и та же, так что в этом смысле ни о чем качественно познаваемом Ямвлих не говорит.

Больше того, Ямвлих вносит в Ум самую категорию жизни, так что Ум у него, с одной стороны, есть участвуемое бытие, а с другой стороны, это участвующая в умственном предмете умственная же жизнь.

На основании дошедших до нас текстов невозможно сказать в окончательно ясной форме, как Ямвлих конкретно мыслил себе эту третью, ноуменальную ступень.

Казалось бы, если Ямвлих ввел категорию жизни в такую общебытийную область, как ноуменальная, то этим самым теургия уже получила свое окончательное обоснование.

Мы видели, что уже Ямвлих старается додумывать до конца все познавательные элементы, которые содержатся в непознаваемой природе Первоединства.

Именно таким определением и пользуется Ямвлих, никоим образом не желая, а возможно, и не будучи, в состоянии посвящать кого бы то ни было в тонкости и детали жреческих таинств.

Однако некоторого небольшого рассмотрения заслуживает также вопрос о его логических основаниях, поскольку Ямвлих систематически пользуется специальной логической терминологией, существовавшей в его время, и без соответствующих пояснений она может оказаться непонятной.

Похоже, удивительный Ямвлих испытал то же самое, что художники, которые рисуют живших в их время людей: когда они желают привнести в рисунок что-то привлекательное от себя, они тем самым разрушают весь соответствующий оригиналу образ, так что не только правильно не изображают свою модель, но и не достигают красоты.

Судя по следующему ниже сообщению Евнапия о присутствии Сопатра на торжествах в честь основания Константинополя после смерти учителя, Ямвлих умер не позднее 330 г.

Источник: библиотека Максима Мошкова