энтелехия в словаре кроссвордиста
энтелехия
Словарь медицинских терминов
активное, целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало, по представлениям виталистов, присущее живым организмам и определяющее их жизнедеятельность; термин заимствован из учения Аристотеля, где он обозначал более широкое философское понятие.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершение, осуществленность) понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).
Большая Советская Энциклопедия
(греч. enteléecheia ≈ осуществленностъ, от entelés ≈ законченный и écho ≈ имею), одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия, ≈ материи, формы, действующей причины и цели. Разнообразные определения Э. у Аристотеля могут быть сведены к следующим: переход от потенции (возможности) к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою материальную субстанцию, причину самой себя и цель своего движения, или развития. В новое время понятие использовалось Г. Лейбницем, называвшим свои монады Э., и получило специфическое преломление в виталистической концепции немецкого биолога Х. Дриша (см. Витализм ).
Википедия
Энтеле́хия — в философии Аристотеля — внутренняя сила , потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат ; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево . Соответствует идее каббалы о содержании цели в замысле творения.
Термин принадлежит прежде всего контексту аристотелевского учения об акте и потенции, которое в свою очередь составляет важную часть аристотелевской метафизики: учения о сущем, о форме и материи и о движении. Энтелехия, по Аристотелю, во многом тождественна энергии и есть реализация заложенных в данном сущем способностей и возможностей .
Особое значение понятие энтелехии приобретает в психологии Аристотеля. Душа , или жизнь , определяется как первая энтелехия природного органического тела, способного к жизни. Как форма и двигатель своего тела душа не может быть телесна; она не есть ни определенное вещество, как полагал Демокрит , ни смещение всех веществ, как говорил Эмпедокл , ибо два тела не могут занимать одно и то же место. Однако душа не может быть и бестелесна; она не есть ни гармония тела, как учили пифагорейцы, ни самодвижущееся число, ни то, что движет само себя, как полагал Платон , ибо душа не движется, а движет другое – тело. Душа и тело различны по понятию, но нераздельны по бытию, «как воск и оттиск на нем, как вообще материя чего-либо и то, для чего она служит материей». Живое существо не составлено из души и тела; душа есть сила, действующая посредством тела, а тело – естественное орудие души. Они неразделимы, как глаз и зрение. Каждой данной душе соответствует определенное тело, ибо оно возникает её силой и ради неё, будучи устроено как наиболее подходящий для деятельности данной души инструмент ; эта цель, задающая принцип единства организма, ради которой он возник, существует и функционирует, и есть его энтелехия, или душа. Поскольку по бытию душа неотделима от тела, живое органическое существо определяется как сущее, содержащее свою цель в самом себе.
Термин Аристотеля встречается ещё в средние века у Гермолая Барбара, который передает его латинским словом «perfectihabia». В философии Нового времени термин «энтелехия» высвобождается из контекста учения об акте и потенции и становится одним из ключевых слов телеологического и органицистского понимания, противопоставляющего себя чисто каузальному, механистическому способу объяснения мира. Энтелехия подчеркивает изначальность индивидуальности и целесообразности: каждое отдельное существо ориентировано всем своим внутренним устройством к определенной цели, к которой оно стремится само по себе, т.е. изнутри себя и ради себя. Так, Лейбниц называл энтелехиями свои монады и искал подтверждения своей метафизике в биологическом учении своего времени о преформизме . В философии конца XIX — начала XX века мы также встречаемся с термином "энтелехия" или с равнозначным ему . В 20 в. энтелехия становится центральным понятием в философии органического Дриша . После Дриша, под его влиянием и в полемике с ним, но в рамках той же телеологической и органицистской ориентации, энтелехия фигурирует как ключевое понятие философии природы, «метафизики биологии» и «новой монадологии» у многих философов (в частности, в работах Хедвига Конрад-Мартиуса , которые переосмысливают философию природы, опираясь на энтелехию Аристотеля и учение поздней схоластики о субстанциальной форме).
- Йегуда Ашлаг ( Бааль Сулам ). Наука каббала и её суть.↩
- Новая философская энциклопедия. // http://iph.ras.ru/elib/3549.html↩
- Аристотель. О душе. // http://www.psylib.org.ua/books/arist01/index.htm↩
- Аристотель. История животных. / Пер.В.Карпова. - М.:Издательский центр РГГУ, 1996. - 528 с.↩
- Аристотель. Физика. / Сочинения в 4 томах. / Пер. Н. Брагинская, Т. Миллер, С. Жебелев, М. Гаспаров. - М.:Мысль, 1976. - 2208 с.↩
- ↩
Примеры употребления слова энтелехия в литературе.
Они сыпали десятками не похожих один на другой терминов и десятками не отличимых одна от другой фамилий: энтелехия, бритва Оккама, деонтология и аксиология, категорический императив, феномены и ноумены, субстанции и акциденции, Шпенглер, Швейцер, Штейнер, Шелер, Шеллинг, Шиллер, Шлегель.
Вся биология до сих пор проникнута извне проникшими в нее допущениями - безразлично будут ли то душа, духовное начало, жизненная энергия, энтелехия, жизненная сила - безразлично.
Следственно, мы из Франции, и нас снедает желание поклониться госпоже Квинтэссенции и посетить достославное королевство Энтелехию.
Из такой концепции Аристотеля явствует, что это есть не столько отрицание платонизма, сколько перевод его с того пути, который мы назвали диалектикой категорий, на путь, который мы теперь должны назвать потенциально-энергийной и эйдетически оформляющей энтелехией.
Источник: библиотека Максима Мошкова