шпалы в словаре кроссвордиста
шпалы
- Опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание
- Деревянные или железобетонные массивные брусья, укладываемые поперек железнодорожного полотна как опора для рельсов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
шпал, ед. шпала, шпалы, ж. (гол. spalk). Деревянные или металлические массивные брусья, употр. для укладки поперек железнодорожного полотна как опора для рельсов.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
мн. Деревянные или железобетонные массивные брусья, укладываемые поперек железнодорожного полотна как опора для рельсов.
Большая Советская Энциклопедия
(от голл. spalk ≈ подпорка), опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути . Ш. обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой. В СССР Ш. изготовляют из железобетона (длиной 270 см), дерева главным образом хвойных пород, пропитанного антисептиками (275, 280 и 300 см), иногда (за рубежом) из металла. На 1 км ж.-д. пути укладывают 1600, 1840 или 2000 Ш.
Примеры употребления слова шпалы в литературе.
Следующие дни мы работали в болотистой низине, где приходилось укладывать шпалы одну за другой, сплошным настилом.
Я брал по две шпалы на плечо и медленно шел 100-200 метров в глубь леса.
Мы шли медленно, как процессия призраков, покачиваясь грузной поступью со шпалы на шпалу.
Работа начиналась с нивеллирования трассы и изготовления насыпи, на которую потом укладывали шпалы и рельсы.
Прочно и устойчиво должны лежать в земле шпалы, и так, чтобы рельс опирался одинаково на каждую из них.
На платформах стояли паровозики, лежали рельсы, шпалы - их разгружали приехавшие с поездом люди.
Всего путей было четыре, каждый состоял из двух рельсов, положенных на деревянные шпалы, которые в свою очередь опирались на утопленные в грунт бетонные основания.
Потом мы принимались за шпалы - они крепились к бетонным основаниям скобами, каждую из которых надо было расшатать и вынуть вручную.
Снятые рельсы и шпалы перевозили на север от Города и там укладывали опять.
Вообще говоря, укладывать новые пути было тяжелее, чем выкапывать старые шпалы, однако было тут и свое преимущество - мы видели конкретные плоды своего труда, полотно день ото дня вытягивалось все дальше.
Прежде чем уложить шпалы, а на них рельсы, приходилось еще и копать ямы под бетонные основания.
Но как же так: ведь Город использовал шпалы стандартной длины, и ямы под их основания выкапывались одинакового размера.
Путейцы укладывали шпалы с интервалом в четыре фута, а отнюдь не восемнадцать дюймов, как здесь.
Да и из воды торчали шпалы, уложенные штабелями, - очевидно, остатки быков моста, по которому Город переправился на ту сторону.
Это было как гром среди ясного неба: только что он спокойно, быть может, чуть задумчиво шагал рядом и вдруг медленно опустился на шпалы, весь как-то сжался, закрыл ладонями то, что осталось у него от ушей, и принялся рыдать, судорожно всхлипывая.
Источник: библиотека Максима Мошкова