Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Федотова Гликерия Николаевна

Федотова Гликерия Николаевна [10(22).5.1846, Орёл, √ 27.2.1925, Москва], русская актриса, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924). С 1858 выступала на сцене Малого театра; по окончании Московского театрального училища, в 1863 зачислена в труппу, 1-я значительная роль √ Верочка («Ребёнок» Боборыкина). Играла драматические, лирические, бытовые и салонные роли. Лучшие образы создала в произведениях А. Н. Островского и У. Шекспира. Героини Ф. отличались энергией, волевой устремлённостью. В пьесах Островского исполнила 29 ролей, из которых самая значительная √ Катерина («Гроза», 1863; исполняла её в течение 35 лет); среди других √ Василиса («Василиса Мелентьева», 1868, роль написана специально для Ф.), Параша («Горячее сердце», 1869), Лариса («Бесприданница», 1878), Кручинина («Без вины виноватые», 1884), Лидия (1870) и Чебоксарова-мать (1893) в пьесе «Бешеные деньги». В пьесах Шекспира играла: Беатриче («Много шума из ничего», 1865), Изабеллу («Мера за меру», 1868), Катарину («Укрощение строптивой», 187

  1. , Порцию («Венецианский купец», 1877), леди Макбет («Макбет», 1890). Огромный талант Ф. высоко ценил К. С. Станиславский, отмечавший артистизм, блестящее виртуозное мастерство её исполнения, умение проникнуть в духовную сущность персонажа (см. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39). Ф. помогала своим партнёрам, являясь фактически режиссёром спектакля, в котором участвовала. Всегда откликаясь на подлинно новое в искусстве, она поддерживала А. П. Ленского в его начинаниях, К. С. Станиславского в период его работы в Обществе искусства и литературы, горячо приветствовала первые шаги Московского Художественного театра. Много гастролируя, Ф. оказала значительное влияние на театры провинции. С 1885 вела педагогическую работу. С 1905, из-за болезни оставив сцену, занималась только преподавательской деятельностью. В 1912 по случаю 50-летия своей сценической деятельности на юбилейном спектакле выступила в роли Царицы Марфы («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского).

    Лит.: Гоян Г., Гликерия Федотова. Жизнь и творчество великой русской артистки, М. √ Л., 1940.