Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

темперация в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

темперация

(тэмперация), темперации, мн. нет, ж. (латин. temperatio) (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально-звуковой системы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

темперация

ж. Точное установление высоты и количества звуков, входящих в состав определенной исторически сложившейся музыкально-звуковой системы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

темперация

ТЕМПЕРАЦИЯ (от лат. temperatio - правильное соотношение) в музыке выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй). До 18 в. применялись неравномерные темперации, в которых тождественные по ступенной величине интервалы не были вполне равными, затем - равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов. ТЕМПЕРЛЕЙ (Temperley) Харолд Уильям Вазейл (1879-1939) английский историк. Основные труды по истории английской внешней политики.

Большая Советская Энциклопедия

Темперация

(от лат. temperatio ≈ правильное соотношение, соразмерность) в музыке, выравнивание интервальных отношений между ступенями звуковысотной системы. Сущность Т. состоит в небольших изменениях величины интервалов, главным образом квинт, по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Потребность в Т. возникла в 16≈18 вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй музыкальный) имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками (см. Энгармонизм ): не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие ладотональной и гармонической систем: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе.

В 12-ступенном равномерно-темперированном строе все чистые квинты уменьшены на ═пифагоровой коммы; от этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделённой на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже зонная природа звуковысотного слуха (см. Зона ). Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной Т. путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и большим количеством темперированных ступеней в октаве не увенчались успехом, 12-ступенная Т. остаётся оптимальным решением проблемы строя.

Лит.: Шерман Н., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964.

Ю. Н. Рагс.

Википедия

Темперация

Темпера́ция некоторых интервалов музыкального строя , отклоняющее их от акустически чистых интервалов . Производится для расширения возможностей музыкальных инструментов с фиксированным строем; главным образом, для обеспечения транспозиции и модуляции (как средства развёртывания тонального лада ). Темперацией также называется темперированный строй.

Сущность темперации состоит в небольших изменениях величины интервалов по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду ). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков .

Потребность в темперации возникла в XVI—XVIII вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров , с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагорейском и чистом строях имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками: не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие мажорно-минорной тональности : нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве , или отказаться от переходов в далёкие тональности.

В первых неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены на 1/12 пифагоровой коммы . От этого строй стал замкнутым, октава оказалась разделенной на 12 равных полутонов и все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. Психофизиологической основой использования нового строя явилась открытая позже Н. А. Гарбузовым зонная природа звуковысотного слуха.

Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной темперации путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и бо́льшим количеством ступеней в октаве не получили распространения. 12-ступенная равномерная темперация остаётся оптимальной разновидностью темперации.

Примеры употребления слова темперация в литературе.

Интервалы его все фальшивы, а темперация не может заменить естественности.

Звук си был добавлен позднее в связи с необходимостью равномерной темперации музыки и был обозначен буквой Н!

Источник: библиотека Максима Мошкова