сфумато в словаре кроссвордиста
сфумато
- В живописи: смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды (первым использовал Леонардо да Винчи)
- Смягчение очертаний в живописи, воспроизводящее эффект дымки, воздушной перспективы
- Прием в живописи
- Леонардо да Винчи изобрел принцип рассеяния. Предметы на его полотнах не имеют четких границ: изображение проникает одно в другое. Другое название этого принципа
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СФУМАТО (итал. sfumato, букв. - исчезнувший как дым) в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Прием сфумато разработал Леонардо да Винчи.
Большая Советская Энциклопедия
(итал. sfumato ≈ затушёванный, буквально ≈ исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки в целом), которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём С., один из важнейших элементов воздушной перспективы, был теоретически и практически обоснован Леонардо да Винчи .
Википедия
Сфума́то — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.
В 2010 году этот приём стал одним из объектов рентгенологического исследования, которому учёный Филип Уолтер и его коллеги подвергли несколько полотен Леонардо, в том числе « Мону Лизу ». Рентгеновский луч позволяет исследовать слои красок, не повреждая основу живописного произведения. Выяснилось, что Леонардо да Винчи был способен наносить слои краски толщиной всего в пару микрон , общая толщина слоя не превышала 30-40 микрон. Также учёные заявили, что не обнаружили на доске ни одного мазка или отпечатка пальцев.
Примеры употребления слова сфумато в литературе.
Он скользил, скользил, окутанный дымкой сфумато, сопровождавшей его вместе с мечтательной музыкой, и все вокруг превращалось то в мираж, то снова в реальность, и в этой реальности уже не было места ни мне, ни моей жене только оттого, что он переехал в другой дом.
Написана она была маслом по дереву, на популярной в те времена среди живописцев доске из тополя, а словно затягивающая полотно туманная дымка свидетельствовала об умении да Винчи пользоваться техникой сфумато, создававшей эффект плавного перехода одной формы в другую.
Источник: библиотека Максима Мошкова