символ в словаре кроссвордиста
символ
- Отличительный знак
- Предмет или образ, воплощающий какое-либо понятие, идею
- Условный знак
- Условный знак какого-либо понятия, явления, идеи
- Условный знак какого-нибудь понятия, идеи
- Эмблема
- Эмблема, графич. знак
- Эмблематический знак
- Единорог -это ... девственности
- Скипетр - это ... власти
- Греческое слово "цимбалон" обозначало знак благодарности, который представлял собой две половинки предмета, разделенного между двумя людьми, а какое русское слово возникло из "цимбалона»?
- Скипетр — это ... власти
- Роман американского писателя Дэна Брауна «Утраченный ...»
- Перечёркнутая буква Р по отношению к рублю
- Модель "Рено"
- Единорог -это … девственности
- Скипетр — это … власти
- Роман американского писателя Дэна Брауна «Утраченный …»
- Греческое слово «цимбалон» обозначало знак благодарности, который представлял собой две половинки предмета, разделенного между двумя людьми, а какое русское слово возникло из «цимбалона»?
- Модель «Рено»
- Условный знак, буква
- Знак, используемый для передачи информации
- Условный знак какого-либо понятия
- Эмблема, графический знак
- Условное обозначение
- Принятое в науке условное обозначение какой-нибудь единицы, величины
- Вещь как знак чего-то
- Голубь по отношению к миру
- Греческое слово "цимбалон" обозначало знак благодарности, который представлял собой две половинки предмета, разделенного между двумя людьми, а какое русское слово возникло из "цимбалона"
- Знак по крупному счету
- Знак со смыслом
- Знак, эмблема
- Модель "Рено"
- Обозначение в науке
- Обозначение, служащее условным знаком какого-нибудь понятия, явления
Словарь финансовых терминов
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне.
Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(символ устар.), символа, м. (греч. symbolon - знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-н. организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-н., выражающее, означающее какое-н. понятие, идею. Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т. е. продуктом нашего ума. Ленин. Круг - символ вечности. Пальмовая ветвь - символ мира.
Художественный образ, в к-ром условно выражены идеи и переживания, преимущ. мистические (лит., искус.). а Символ веры -
краткое изложение основных догматов религии (церк.);
перен. то же, что кредо (книжн. устар.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м.
То, что служит условным знаком какого-н. понятия явления, идеи. Голубь - с. мира. Якорь - с. надежды. Этот подарок - с. верности.
-
Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. * Символ веры -
краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...";
-
то же, что кредо. Символы государства - государственный герб, флаг, гимн.
прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.;спец.). Символическое изображение. Символьная информация.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м.
То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СИМВОЛ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета)
в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.
В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. sýmbolon ≈ знак, опознавательная примета),
в науке (логике, математике и др.) ≈ то же, что знак . См. также ст. «Иероглифов теория» .
-
В искусстве ≈ универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа , с одной стороны, знака и аллегории ≈ с другой. В широком смысле можно сказать, что С. есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий С. есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, С.); но категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведённые между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается С. Переходя в С., образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику С. по отношению к категории знака. Если для внехудожественной (например, научной) знаковой системы полисемия есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.
Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Так, в символике дантовского «Рая» можно сделать акцент на мотиве преодоления человеческой разобщённости в личностно-надличном единстве (составленные из душ Орёл и Роза) и можно перенести этот акцент на идею миропорядка с его нерушимой закономерностью, подвижным равновесием и многообразным единством (любовь, движущая «Солнце и другие светила»). Причём эти смыслы не только в равной мере присутствуют во внутренней структуре произведения, но и переливаются один в другой; так, в образе космического равновесия можно, в свою очередь, увидеть только знак для нравственно-социальной, человеческой гармонии, но возможно поменять значащее и означаемое местами, так что мысль будет идти от человеческого ко вселенскому согласию. Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» ≈ это снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации.
Хотя С. столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетичексое осмысление ≈ сравнительно поздний плод культурного развития. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчленённое тождество символической формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т. е. «символической» в собственном смысле философской мифологии. Платону важно было отграничить С. прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает С. с аллегорией. Существенный шаг к отличению С. от рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике неоплатонизма . Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашему «узрению» (интуиции) целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологических С. к логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория С. переходит в христианство благодаря Ареопагитикам , описывающим всё зримое как С. незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причём низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. в его незамкнутой многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной аллегории было подхвачено барокко и классицизмом . Только эстетическая теория нем. романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории С. и миф как органическое тождество идеи и образа (Ф. В. Шеллинг ). Для А. В. Шлегеля поэтическое творчество есть «вечное символизирование». Немецкие романтики опирались в осмыслении С. на зрелого И. В. Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие С. живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость С. не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через С. начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С. более рационалистическую, знаковую сторону («символ есть прежде всего некоторый знак»), основанную на «условности». Научная работа над понятием С. во 2-й половины 19 в. в большой степени исходит из Гегеля (И. Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности, в изучении мифа у И. Я. Бахофена . В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории символизма . В 20 в. неокантианец Э. Кассирер сделал понятие С. предельно широким понятием человеческого мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К. Г. Юнг , отвергший предложенное З. Фрейдом отождествление С. с психо-патологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал всё богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (т. н. архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между С. и мифом и превращение С. в лишённую твёрдого смыслового устоя стихию. В иррационалистической философии М. Хайдеггера вообще исчезает проблема аналитической интерпретации символики поэзии во имя «чистого присутствия стихотворения».
Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как частных разновидностей художественного образа, исходя из учения об искусстве как специфической форме отражения действительности. См. Художественный образ .
Лит.: Губер А., Структура поэтического символа, в кн.: Труды ГАХН. филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927; его же, Философия имени, М., 1927; Bachelard G., La poétique de l"espace, P., 1957; Burke К., Language as symbolic action, Berk. ≈ Los. Ang., 1966; Cassirer Е., Philosophic der symbolischen Formen, Bd 1≈3, В., 1923≈31; Frenzel E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, 2 Aufl., Stuttg., 1966; Levin H., Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956; «Symbolon». Jahrbuch für Symbolforschung, hrsg. von J. Schwabe, Bd 1≈4, Basel ≈ Stuttg., 1960≈64.
С. С. Аверинцев.
Википедия
Си́мвол ( — « знак, сигнал») — это знак , изображение какого-нибудь предмета или животного , для обозначения качества объекта ; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений 2.
Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное измерение.
Символ:
-
Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета.
- Компьютерный символ
- Символ — советский бытовой компьютер начала 1990-х годов, клон ZX Spectrum .
- Символьный тип — простой тип данных, предназначенный для хранения одного символа в определённой кодировке.
Примеры употребления слова символ в литературе.
Парламентский режим казался мне позором рода людского, символом увядания человечества, обескровленного, отказавшегося от страстей и убеждений, утратившего абсолют, лишенного будущего, ограниченного во всех отношениях, неспособного возвыситься до той высшей мудрости, которая учила меня, что целью дискуссии может быть только полное изничтожение оппонента.
Следом шли благородные авгуры, облаченные в тоги с пурпурными полосами, в руках у них символ жреческого сана -- остроконечный жезл.
Этот автопробег стал символом дружбы и сотрудничества между Россией и Великобританией.
Они остаются в памяти миллионов людей как плод их напряженного труда, символ ратного подвига наших воинов при разгроме и изгнании агрессора с родной земли, при освобождении других народов от фашистских поработителей.
Тем более что имелся живой символ концерна -- амазонский змей, дрыхнувший пока в Оранжерее.
Советчик повел разговор о шифрах и кодах, сигналах и символах, об анаграммах и пермутациях и общей теории информации, да все мудренее и непонятнее, пока не вскипел король великим гневом и велел бросить его в темницу.
Время, полагает Анненский, выполняет по отношению к художественному произведению двоякую функцию: стирая многозначность символов, связанных с той эпохой, когда было создано произведение, оно наполняет их содержанием новой эпохи.
Как умирание становится темой, развивающей первую статью о Тургеневе, так и антонимическое сочетание, составляющее название второй, превращается в иронический символ холодной, умозрительной страсти.
Один из героев неверующего Чернышевского говорил, что Апокалипсис - произведение безумца, сумасшедшего, а Николай Морозов считал его сочинением Иоанна Златоуста, который описал в нем какую-то бурю и ввел в него астрологические символы.
На это мы отвечаем так: какие бы народные, мифические, традиционные представления книжников, фарисеев, персов, египтян и кого угодно ни воспринял апостол Иоанн, Апокалипсис - это откровение Божье, значит, мы должны за его символами и формами прочесть слово Божье, обращенное к нам.
Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, -- апокалипсический символ срока испытания.
Но если бы Домашний Камень Ара, символ величия империи, был бы похищен из города, чары Марленуса были бы разрушены.
В арианской трактовке Символа веры прослеживается значительное влияние аристотелизма -- Бог-Сын и Дух Святой происходят от Бога-Отца как низшее из высшего, так же как низшие сущности происходят из высшей -- Ума.
Карлейль, Мэтью Арнолд, Ренан, Эмерсон вместе с десятками своих широко известных последователей учили немецкому символу веры.
Это же лотос, - мигом прикинул археолог, - символ Голоки Вриндаваны, источника творения.
Источник: библиотека Максима Мошкова