Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

секуляризация в словаре кроссвордиста

секуляризация

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

секуляризация

ж. лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье;

замещенье духовного лица, звания или места светским.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

секуляризация

секуляризации, мн. нет, ж. (от латин. secularis - светский) (книжн.).

  1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания.

    конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право).

  2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

секуляризация

ж.

  1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.

  2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.

  3. перен. Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

секуляризация

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской, светский)

  1. обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.

  2. В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.

  3. С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

Большой юридический словарь

секуляризация

(от позднелат. saecularis - мирской, светский) - обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Широко проводилась в Европе во время Реформации (XV1-XV1I вв.). В России произведена в XVI И в. В широком смысле - политика, призванная уменьшить влияние, роль церкви в тех или иных сферах жизни (напр., С. образования).

Большая Советская Энциклопедия

Секуляризация

(франц. sécularisation, от позднелат. saecularis ≈ мирской, светский),

  1. обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье С. в значительной мере носила характер перераспределения государством земельной собственности, передачи части земель от церковных феодалов светским (главным образом военно-служилому слою). Широкая С. была проведена в 1-й половине 8 в. во Франкском государстве Карлом Мартеллом, раздававшим конфискованные церковные земли в качестве бенефиция военно-служилой знати. В Византии С. проводилась неоднократно, особенно императорами, поддерживавшими иконоборчество . В период образования централизованных национальных государств С. являлась одним из способов освобождения королевской власти от церковной опеки и укрепления государственных финансов за счёт доходов духовенства (например, путём конфискации имущества ордена тамплиеров в начале 14 в.). Церковное землевладение, консервировавшее наиболее отсталые феодальные порядки, являлось помехой в развитии капиталистического уклада. Особенно большого размаха С. достигла в 16 в. в связи с Реформацией . Требование С., выдвигавшееся уже реформаторами 14≈15 вв. Дж. Уиклифом , Я. Гусом , а в 16 в. М. Лютером и др., встретило поддержку со стороны части светских феодалов и государей, стремившихся использовать С. в своих интересах. После подавления Крестьянской войны 1524≈26 С. провели присоединившиеся к Реформации немецкие князья. Вестфальский мир 1648 санкционировал С., произведённую до 1624. В широком масштабе С. сопровождала распространение цвинглианства и кальвинизма в швейцарских кантонах. В ходе Нидерландской буржуазной революции 16 в. секуляризованные церковные земли переходили главным образом в руки буржуазии. Реформация в Англии также сопровождалась С. монастырских имуществ (1536≈39); в результате распродажи секуляризованные королевской властью земли перешли во владение буржуазии и джентри . С. ускорила процесс экспроприации английских крестьян и способствовала процессу т. н. первоначального накопления (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1973, с. 725≈73). С. являлась существенным элементом аграрных преобразований периода Английской буржуазной революции 17 в. (ордонансы 1646 об уничтожении архиепископств и епископств, С. и распродажа их земель). Во 2-й половине 18 в. С. являлась важным элементом политики т. н. просвещённого абсолютизма (например, С., проведённая в Австрии Иосифом II, в Португалии ≈ Помбалом ). Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во Франции нанесла Великая французская революция: декретом от 2 ноября 1789 церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. После Люневильского мира 1801 Наполеон Бонапарт разрешил своим союзникам из немецких князей секуляризовать церковные княжества. С. проводилась также в период объединения Италии (в 1855, 1866, ликвидация Папской области в 1870). Во Франции декретами 1901, 1904, 1905 были уничтожены вновь возникшие в 19 в. религиозные ордена и конгрегации, церковное имущество передавалось государству. С. способствовала укреплению капитализма и буржуазного государства, в целом имела прогрессивное значение. С. осуществлялась в разное время и в некоторых государствах Востока и Латинской Америки. Народные массы никакой материальной выгоды от С. не получали. Впервые в интересах народа С. была проведена лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда церковное имущество в России декретом 1917 было объявлено всенародным достоянием. В зарубежных социалистических странах крупное церковное землевладение было ликвидировано в ходе аграрных преобразований после 2-й мировой войны 1939≈45 (см. в ст. Монастыри ).

    Б. Я. Рамм.

    Секуляризация в России. С образованием Русского централизованного государства в конце 15 в. правительство Ивана III пыталось ограничить церковное землевладение. Впервые вопрос о С. был поставлен на церковном соборе 1503. Однако, нуждаясь в поддержке церкви для борьбы с феодальной раздробленностью и ересями в России , правительство было вынуждено временно отказаться от С. (см. Нестяжатели , Иосифляне ). Добившись внутриполитической стабилизации, правительство во 2-й половине 16≈17 вв. сделало новые шаги по ограничению церковного землевладения. В 1551, 1580≈84 были приняты решения, запрещавшие монастырям приобретение земель, и т. д. Соборным уложением 1649 правительство запретило духовенству и монастырям приобретать новые земли и в 1649≈52 конфисковало городские слободы и дворы церкви. Однако правительственная политика не была последовательной, поэтому во 2-й половине 17 в. церковное землевладение росло (пожалования, в том числе царей, дары, мена и т. п.). По сравнению с 1653≈54 число крестьянских дворов в церковных владениях увеличилось к началу 18 в. примерно на 1/3. Монастырские крестьяне составляли в это время почти 1/5 всех крестьян России.

    Правительство Петра I провело в начале 18 в. временную и частичную С. Все владения монастырей были разделены на «определённые вотчины « (с них доход шёл на содержание монастыря) и «заопределённые», отдававшие доходы государству. С созданием Синода (что закрепило подчинение церкви императору) большинство вотчин было возвращено монастырям, однако часть своих доходов они должны были передавать в казну. Во 2-й четверти 18 в. русская православная церковь добилась некоторого усиления своих экономических и политических позиций. Хищническая эксплуатация крестьян духовенством способствовала их разорению, вызывала не прекращавшиеся волнения: к началу 60-х гг. 18 в. волнениями было охвачено около 100 тыс. человек. Чтобы ослабить борьбу монастырских крестьян, а также пополнить государственную казну, правительство в 1757 приказало создать специальную комиссию по проведению С. и решило передать управление монастырскими и церковными вотчинами офицерам. Сопротивление духовенства на время задержало проведение этой меры. Новые крестьянские волнения привели к тому, что в 1762 правительство Петра III опубликовало подготовленный при Елизавете Петровне указ о проведении С. Возмущение духовенства и борьба придворных группировок за власть заставили Екатерину II на время (до 1764) приостановить проведение С. В 1786 С. была распространена и на территорию Украины. Около 1 млн. душ мужского пола монастырских крестьян России (без Украины и Прибалтики) перешли в казну и стали называться экономическими крестьянами .

    В 1841≈43 С. была проведена и в западных губерниях Российской империи. С., направленная на ликвидацию церковно-феодальной собственности, имела прогрессивное значение. Однако в дореволюционной России она проводилась не до конца и не полностью. Лишь в результате Великой Октябрьской социалистической революции С. была завершена окончательно. Декретом о земле 1917 все церковные и монастырские земли, остававшиеся после С. в собственности духовенства (около 3 млн. десятин), конфисковывались. Декретом от 20 января (2 февраля) 1918 церковь отделялась от государства и в её распоряжении оставались лишь здания, предназначенные для отправления богослужения.

    Лит.: Церковь в истории России (IX в. ≈ 1917). Сб. ст., М., 1967.

    С. М. Троицкий.

  2. В Западной Европе ≈ переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви, который влечёт за собой освобождение от церковной должности и утрату соответствующих прав.

  3. С. называют также освобождение культуры, индивидуального сознания, науки от церковной опеки, церковного духовного влияния, религиозные мировоззрения.

Википедия

Секуляризация (история)

Секуляризация в пользу государства.

Секуляризация (социология)

Секуляриза́ция — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных норм.

До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке , см. Секуляризация .

Секуляризация

Секуляриза́ция :

  • Секуляризация — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации . Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе произошла после Французской буржуазной революции . В России в основном закончилась в XVIII веке.
  • Секуляризация — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных .

Примеры употребления слова секуляризация в литературе.

Его ответ: несвобода смогла восторжествовать потому, что секуляризация не оставила человеку никаких иных устремлений, кроме стремления к осуществлению внутримирных целей.

Все большая секуляризация общественной жизни способствовала росту значения музыки как элемента культуры.

Как ни странно, именно секуляризация породила представление о ней как о носительнице зловещей угрожающей тайны.

Но религия сама по себе не создает свободного общества, и христианство в некотором смысле должно путем секуляризации своих целей отменить себя, чтобы мог возникнуть либерализм.

Общепризнанно, что движущей силой такой секуляризации на Западе послужил протестантизм.

Так, один известный советолог убедил сам себя, что в Советском Союзе в брежневские годы существовала действенная форма плюрализма -- просто потому, что Советский Союз достиг определенного уровня урбанизации, образования, душевого дохода, секуляризации и так далее.

На все это можно возразить, что, какова бы ни была религиозная природа трудовой этики в Европе и Японии, сейчас она полностью отделена от своих духовных источников благодаря тотальной секуляризации современного общества.

И даже у Турции есть проблемы насчет сохранения демократии с момента секуляризации государства.

Важным доказательством секуляризации мышления в области общественных отношений являются старейшие сборники правовых норм и предписаний.

Ведь общеизвестно, что весь ранний эллинизм, то есть весь ранний стоицизм, не говоря уже об эпикурействе или скептицизме, отличался явными чертами секуляризации, поскольку здесь выдвигался на первый план принцип всеобщей телесности, хотя и с определенным аллегорическим содержанием, поскольку за человеческим субъектом признавалась здесь огромная и вполне свободная воля устраивать свою жизнь самостоятельно, гордо и неприступно.

Если секуляризация государства несколько уронила престиж его главы как теократического монарха, то, с другой стороны, освободила его от давящих оков религиозной и придворной рутины.

Источник: библиотека Максима Мошкова