помпаж в словаре кроссвордиста
помпаж
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПОМПАЖ (франц. pompage) вредное явление, которое наблюдается при работе лопастных компрессоров, вентиляторов и насосов и заключается в возникновении пульсации подачи и давления в трубопроводной системе.
Википедия
Помпа́ж — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя , нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе компрессора становится равным или бо́льшим, чем на его выходе.
В зависимости от типа компрессора помпаж может возникать вследствие мощных срывов потоков воздуха с передних кромок лопаток рабочего колеса и лопаточного диффузора или же срыва потока с лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата .
Основным способом борьбы с помпажем является применение нескольких соосных валов в двигателе, вращающихся независимо друг от друга с различными скоростями вращения. Каждый из валов несет часть компрессора и часть турбины. Первая . Современные двигатели имеют обычно два или три вала. Валы более высокого давления вращаются с более высокими скоростями, сообщая воздуху высокого давления требуемую кинетическую энергию. Кроме того, предусматривают механизацию компрессора:
- поворотные лопатки направляющего аппарата компрессора , ограничивающие на переходных режимах расход воздуха на входе в компрессор, а в некоторых двигателях ( ТВ3-117 , НК-8 ) обеспечивающие оптимальный угол натекания воздуха на лопатки ;
- клапаны перепуска воздуха .
Практически на всех двигателях антипомпажные меры приняты комбинированно: например, ТВ3-117 имеет лишь один вал , но РНА имеют целых 4 первых ступени компрессора (из 12), а за 7-й ступенью установлен КПВ.
Возникающие при срыве потока со спинок лопаток вихри неустойчивы и имеют тенденцию к самовозрастанию. Образующаяся вихревая пелена, распространяясь в межлопаточном канале, уменьшает эффективное сечение потока, в результате чего расход воздуха значительно уменьшается. Наступает момент, когда вихри полностью заполняют межлопаточные каналы, подача воздуха компрессором при этом прекращается. В последующее мгновение происходит смывание вихревой пелены, при этом возможен выброс воздуха на вход в компрессор. Повторное и многократное поджатие одной и той же порции воздуха в компрессоре при помпаже приводит к повышению температуры воздуха на входе в компрессор .
Работа двигателя в режиме помпажа быстро приводит к его разрушению из-за недопустимого повышения температуры газов перед турбиной и потери прочности её лопаток, поэтому при его возникновении двигатель должен быть переведен в режим «малый газ» или отключен. Рост температуры газов может достигать нескольких сот градусов в секунду, и время принятия решения экипажем ограничено.
На современных двигателях предусмотрена противопомпажная автоматика, обеспечивающая автоматическое, без участия экипажа, устранение помпажа путём обнаружения помпажных явлений через измерение давления и пульсаций давления на разных участках газовоздушного тракта; кратковременного снижения или прерывания подачи топлива, открытия перепускных заслонок и клапанов, включения аппаратуры зажигания двигателя, восстановления подачи топлива и восстановления режима работы двигателя. Устанавливается сигнализация на приборных досках экипажа и производится запись в бортовых регистраторах параметров полета.
Например, на двигателях Д-36 (двигатель самолётов Ан-72, Ан-74, Як-42), Д-136 (двигатель тяжёлого вертолёта Ми-26), Д-436 (Ан-148, Бе-200) устанавливается сигнализатор помпажа ПС-2-7, по конструкции схожий с вариометром : его контакты замыкаются при большой скорости изменения давления за компрессором и зажигают табло «Помпаж», кроме того, на Ан-72 и Ан-74 режим работы двигателя автоматически снижается до 0,7 номинального, на вертолёте Ми-26 открываются клапаны перепуска воздуха из-за КНД.
На самолёте Ту-22М3 в системе электронного управления двигателями ЭСУД-25 имеется канал АПФ - автоматика помпажа и форсажа, которая в случае появления противотока газов в газовоздушном тракте двигателя автоматически, за время менее 1 сек. отключает подачу топлива и производит перезапуск двигателя, с зажиганием табло "Помпаж". На взлёте эта автоматика блокируется.
Помпа́ж
- Помпаж — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя
- Помпаж — неустойчивая работа насоса
Помпа́ж — неустойчивая работа компрессора , вентилятора или насоса , характеризуемая резкими колебаниями напора и расхода перекачиваемой среды. __TOC__
Примеры употребления слова помпаж в литературе.
Капитану показалось, что начался помпаж двигателей, сопровождающийся тряской всего самолета.
А дальше мгновенное разрушение компрессора, повреждение камеры сгорания, пожар, помпаж, взрыв.
Значит, помпаж не просто вывел турбину из строя, он повредил систему питания топливом - только это могло вызвать пожар.
Бортинженер не дал совсем убрать режим: ведь по его приборам помпажа не было.
Наверно он раньше не встречался с помпажем - явлением срыва потока на входе в двигатель из-за косого обтекания на больших углах атаки.
Однако пожар вслед за помпажем, даже потушенный пожар, резко менял ситуацию.
Из-за эрозии изменялся профиль лопаток, приводя к нерасчетному обтеканию и даже помпажу.
Взлет на перегруженной машине, возможно, с подрывом, и вход в слой низкой инверсии, вполне возможно, создали самолету такую просадку, что пилот, инстинктивно исправляя ее, вывел машину на те углы атаки, за которыми двигатели подстерег неизбежный помпаж.
Источник: библиотека Максима Мошкова