Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

поляки

поляков, ед. поляк, поляка, поляки (устар.). ПОЛЯКИ, поляков ед. поляк, поляка, м. Народ, принадлежащий к группе западных славян и составляющий основное население Польши. В гостях у нас пирует он, забыв войну, московский трон, и бесит русских и поляков. Пушкин. Пожарский мчал, сквоозь ужасы и пламя, свободу в Кремль по трупам поляков. Жуковский. Димитрием назвался и поляков безмозглых обманул. Пушкин. Русский народ под руководством Минина и Пожарского изгнал насильников-поляков из Москвы и из пределов русской земли.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

поляки

-ов, ед. -як, -а, м. Западнославянский народ, составляющий основное население Польши.

ж. полька, -и и полячка, -и (устар.).

прил. польский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

поляки

мн.

  1. Народ, принадлежащий к группе западных славян и составляющий основное население Польши.

  2. Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

поляки

народ, основное население Польши (св. 37,75 млн. человек). Общая численность 44,2 млн. человек (1992), в т.ч. в Российской Федерации 94,6 тыс. человек, на Украине 219,2 тыс. человек, в Литве 258 тыс. человек, Белоруссии 417 тыс. человек. Язык польский. Верующие поляки в основном католики.

Большая Советская Энциклопедия

Поляки

нация, основное население Польской Народной Республики. Численность 32,8 млн. чел., или около 98% всех жителей страны (1973, оценка). Около 10 млн. П. живут в странах Америки (США, Канада, Бразилия, Аргентина), Европы (Франция, Великобритания, ФРГ, Бельгия, Чехословакия и др.), а также в СССР ≈ 1167,5 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на польском языке , относящемся к западной ветви славянских языков. Большинство верующих П. ≈ католики.

По мнению некоторых учёных, ранний этногенез П. связан с племенами лужицкой культуры и поморской культуры . На рубеже и в начале н. э. на польских землях получила развитие т. н. культура ямных погребений, носителями которой были, по-видимому, раннеславянские племена венеды . В период формирования Польского государства складывалась и польская народность (10≈11 вв.). Её этническую основу составили поляне, слензане, висляне, мазовшане, поморяне; значительное участие в её формировании приняли и др. западно-славянские племена. В период феодальной раздробленности (11≈13 вв.) произошло политическое обособление отдельных территориальных групп П. В ходе сопротивления немецкой феодальной агрессии (13≈15 вв.) у П. укреплялось стремление к объединению польских земель. Конец 15 и 16 вв. были временем бурного развития польской культуры, искусства, литературы и науки. В рамках многонационального государства ≈ Речи Посполитой ≈ происходил процесс национальной консолидации П. Этот процесс осложнился в 18 в. трёхкратным разделом Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) и переделами её в годы наполеоновских войн и после них. В конце 18≈19 вв. в развитии национального самосознания П. выдающуюся роль сыграли народно-освободительного движения ( Польское восстание 1794 под руководством Т. Костюшко , Польское восстание 1830≈31 , Краковское восстание 1846 , Польское восстание 1863≈64 ). Несмотря на отсутствие независимого польского государства в 19 в., сохранялось единство польского народа и усилилось его национальное самосознание. Вместе с тем среди П. имелось несколько групп, отличавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями (в Поморье, например, кашубы). В конце 19≈20 вв. различия между этими группами стираются.

После 1-й мировой войны 1914≈18 образовалось польское буржуазно-помещичье государство, в которое не вошли многие западно-польские земли, тогда как на В. оно захватило районы, населённые украинцами, белорусами, литовцами. Государственное воссоединение польских земель наступило лишь после 2-й мировой войны 1939≈45. Произошли значительные перемещения населения. В западных районах Великой Польши, в части Силезии, Поморье и Мазурах, откуда выехали немцы и где остались П.-автохтоны, поселились П. из др. частей Польши, репатрианты из СССР и бывшие эмигранты, вернувшиеся из западных стран. Из восточных малопольских и подляских районов выехали в СССР группы украинцев и белорусов. После войны Польша стала страной с почти однородным национальным составом. О хозяйстве, истории и культуре П. см. в ст. Польша .

Лит.: Королюк В. Д., Древнепольское государство, М., 1957; История Польши, т. 1≈3, М., 1954≈58; Народы зарубежной Европы, т. 1,. М., 1964; Kolberg О., Dzieła wszystkie, t. 1≈66, Wrocław ≈ Poznań, 1961≈69; Hensel W., Polska przed tysiacern lat, Wrozław ≈ Warsz., 1960; его же, Slowlańszczyzna wczesnošrednlowieczna. Zarys kultury materialnej, 3 wyd., Warsz., 1965; Kostrzewski J., Kultura pra-polska, 3 vyd., Warsz., 1962; Tymieniecki K., Procesy twórcze formowania sie społeczeństwa polskiego w wiekach šrednich, Warsz., 1921; Łowmianski H., Poczatki polski, t. 1≈5, Warsz., 1963≈73; Lepkowski Т., Polska ≈ narodziny nowoczesnego narodu. 1764≈1870, Warsz., 1967; Wiatr J., Polska-nowy narod. Proces formowania sie socjalistycznego narodu polskiego, Warsz., 1971.

О. А. Ганцкая.

Википедия

Поляки

Поля́ки  — крупнейший западнославянский народ , основное (98 %) население Республики Польша .

Родной язык большинства поляков — польский , принадлежащий к лехитской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков .

Общая численность этнических поляков около 55 млн человек, из них в Польше проживает 36 млн. Всего в мире людей польского происхождения около 60 млн.

К польскому народу в широком смысле причисляли себя также непольские по этническому происхождению группы населения, например, восточнославянская шляхта Речи Посполитой («Natio Polonica») и польские евреи — сторонники аккультурации .

Большинство поляков традиционно исповедует римский католицизм . Есть православные ( Польская православная церковь ), лютеране (прежде всего аугсбургского исповедания ) и представители других религиозных направлений. Поляки моисеевой веры обычно исповедуют иудаизм . В Польше 89,0 % этнических поляков исповедуют римский католицизм, 1,1 % другие религии, в том числе 0,3 % православие.

Согласно переписи 1897 года поляки (около 8 млн.) являлись третьим народом Российской империи . По итогам Всесоюзной переписи 1989 года на территории СССР проживало 1 126 334 поляка.

Поляки (значения)

Поля́ки

  • Поляки  — западнославянский народ.
  • Поляки  — этнографическая группа русских.
Поляки (Псковская область)

Поляки — деревня в Островском районе Псковской области . Входит в состав Островской волости .

Расположена на берегу реки Стебня (правый приток Великой ), в 15 км к югу от центра города Остров , восточнее деревни Чертовидово .

Поляки (этнографическая группа русских)

«Поляки»  — этнографическая группа русских , переселённая после 1763 года из Речи Посполитой в Сибирь (по реке Уба в Алтае , частично в Забайкалье ).

«Поляки» были потомками русских старообрядцев из Калужской , Тульской , Рязанской , Орловской губерний, обосновавшихся сначала в Речи Посполитой (в Белоруссии  — в районах Стародубья , Ветки , Добрянки, Гомеля , Дорогобужа ), а оттуда во второй половине XVIII века переселённых в административном порядке в Сибирь . «Поляки» в течение двух веков поддерживали только внутрисемейные брачные связи, избегая вступать в брак с представителями других сибирских этносов.

Примеры употребления слова поляки в литературе.

Тем же правом пользуются поляки и литовцы в Московском государстве, держат веру римскую и ставят римские церкви на своих землях.

В то же время поляки все больше и больше убеждались в справедливости показаний Лжедимитрия, ибо из Москвы приходили к нему вести о всех замыслах Борисовых, приходили призывы, просьбы, чтоб шел скорее к границам московским.

Под Глинянами поляки, сопровождавшие его, собрались в коло и выбрали гетманом Юрия Мнишка, выбрали и полковников.

Когда поляки советовали ему принять строгие меры против подозрительных людей, то он отвечал им, что дал обет богу не проливать христианской крови, что есть два средства удерживать подданных в повиновении: одно - быть мучителем, другое - расточать награды, не жалея ничего, и что он избрал последнее.

Тогда царь послал сказать им, чтобы выдали Липского для успокоения народа, а ему не будет ничего дурного, и поляки согласились.

Пропировавши и проигравши все деньги, поляки снова обратились к царю с просьбами, когда же тот отказал им, то они отправились в Польшу с громкими жалобами на неблагодарность Лжедимитрия.

Димитрий возражал, что уже сейм кончен и послы отправились с сейма, но что некоторые поляки не советуют королю давать ему, Димитрию, должного титула.

Сами поляки, впрочем, не разделяли беспечности Лжедимитрия, который должен был два раза посылать к Олесницкому и Гонсевскому с уверением, что нечего бояться, ибо он так хорошо принял в руки государство, что без воли его ничего произойти не может.

Когда послы возвратились в Кромы и рассказали своим о приеме, какой им сделал царь, то поляки решились идти назад: но те поляки, которые были в Орле с Лжедимитрием, удержали их, дав знать, что все пойдет иначе, когда приедет сам князь Рожинский.

После этого был обед: Рожинский сидел с царем за одним столом, остальные поляки - за другим.

Рожинский рассердился и собрался уже выехать, как вдруг прибегают к нему ротмистры и простые поляки, бывшие прежде у Лжедимитрия, просят его и всех его товарищей, чтобы подождали до другого дня.

На другой день, действительно, поляки собрались в коло, сидя на лошадях, пригласили и Рожинского с товарищами.

Самозванец не смутился и поехал спокойно в город к своему двору, но поляки Рожинского приставили к нему стражу, чтобы не убежал.

Потом послы московские и бояре не переставали говорить, что не поляки посадили Димитрия на престол, но сами русские приняли его добровольно и никогда никто после того не говорил полякам, что Димитрий не был истинным царевичем.

Полезно, чтобы поляки, если возможно, взяли с собою в Польшу сыновей знатных бояр: это послужило бы к перемене нравов и веры и было бы ручательством за безопасность наших здесь.

Источник: библиотека Максима Мошкова