орфей в словаре кроссвордиста
орфей
- Оперетта французского композитора Ж. Оффенбаха "... в аду"
- Балет русского композитора И. Стравинского
- Возлюбленный, муж Эвридики
- Кто смог усыпить Цербера?
- Кого пропустил Цербер?
- Мифический путешественник в ад
- Певец, гастролировавший в ад
- Спустился за Эвридикой в Аид
- Герой греческих мифов, поэт
- Древнегреческий мифологический певец
- Мифологический путешественник в ад
- Кто спустился за Эвридикой в Аид?
- "... и Эвридика" (советская опера)
- Певец из мифов
- Певец, спустившийся в Аид
- Балет И. Ф
- Опера Глюка "... и Эвридика
- Балет русского композитора И
- «... и Эвридика» (советская опера)
- Греческий мифологический певец
- Этого легендарного певца считали сыном музы эпической поэзии Каллиопы
- Самый музыкальный участник похода аргонавтов за Золотым руном
- Антифашистский романчешского писателя Яна Отченашека «Хромой ...»
- Балет И. Ф. Стравинского
- Согласно греческим мифам изобрел лиру именно этот смертный
- Опера Глюка … и Эвридика
- Оперетта французского композитора Ж. Оффенбаха «… в аду»
- Картина французского живописца Н. Пуссена «… и Эвридика»
- Картина французского живописца Николы Пуссена «... и Эвридика»
- Оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «... в аду»
- Единственный, кому пением удалось усыпить Цербера
- Мифологический певец в древнегреческой мифологии
- Балет русского композитора Игоря Стравинского
- Единственный живой, которого пропустил Цербер
- Пьеса Жана Кокто
- Певец, гастролировавший в царство теней
- Согласно греческим мифам, изобрёл лиру именно этот смертный
- Возлюбленный Эвридики
- Опера русского композитора Евстигнея Фомина
- В греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы, муж Эвридики
- Певец, сын музы Каллиопы, очаровавший пением богов и людей, успокаивавший стихию
- Персонаж греческой мифологии, сын Каллиопы
- Мифологический греческий певец
- Марка стереопроигрывателя
- В каком певце скрываются вопли добрых волшебниц
- Певец, очаровывавший людей, богов, силы природы (греч. миф.)
- Герой оперы, партию которого исполняет женщина
- Балет И.Ф.Стравинского
- Этот сын музы Каллиопы своим чудесным пением очаровывал богов и людей
- Мифологический фракийский певец, возлюбленный Эвридики
- В греческой мифологии великий музыкант, сын фракийского царя Эагра и Каллиопы, музы эпической поэзии, считался основателем мистической секты орфиков (мифическое)
- Певец, очаровывавший людей, богов, силы природы (греческая мифология)
- Усыпил Цербера
- Бриг, принимавший участие в битве при Чесме
- Опера русского композитора Е. И. Фомина
- Картина французского живописца Н. Пуссена "... и Эвридика"
Энциклопедический словарь, 1998 г.
в греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы об Орфее - участнике похода аргонавтов, изобретателе музыки, верном возлюбленном, спустившемся за своей женой Евридикой в Аид,- частый сюжет в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
Мифологический словарь
(греч.) — фракийский певец, сын речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов, усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. Когда жена О. Эвридика погибла от укуса змеи, он спустился за ней в царство мертвых. Звуки его музыки укротили Кербера, разжалобили эриний и растрогали Персефону и Аида. Аид обещал отпустить Эвридику на землю, но с условием, что О. не будет оглядываться на тень своей жены и заговаривать с ней, пока не выведет ее на дневной свет. О. нарушил запрет, и Эвридика вернулась в Аид. Больше всех богов О. почитал Аполлона, называя его величайшим, и этим прогневал Диониса, который наслал на него менад. Менады разорвали О. на части, а голову и печень певца выбросили в море. Впоследствии музы собрали части тела О. и погребли их. Гибель певца оплакивали звери, птицы, леса, деревья, камни, очарованные его музыкой.
Большая Советская Энциклопедия
мифический фракийский певец, сын музы Каллиопы. Согласно мифам, его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об О. ≈ участнике похода аргонавтов , изобретателе музыки и стихосложения, верном возлюбленном, спускавшемся в царство мёртвых Аид за своей женой Евридикой и погибшем затем от ярости спутниц Диониса менад, ≈ частый сюжет в литературе (Овидий, Вергилий, П. Б. Шелли, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов, М. И. Цветаева и др.), изобразительном искусстве (на античных вазах, фресках, Рубенс, А. Канова и др.), музыке (К. Глюк, И. Гайдн, Ф. Лист, И. Стравинский и др.).
Википедия
Орфе́й , в древнегреческой мифологии — легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире , чьё имя олицетворяло могущество искусства .
Основатель культовых обрядов орфических мистерий и религиозно-философского учения орфизма . Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства.
Радиостанция «Орфей» — российский государственный радиоканал классической музыки. Входит в состав ФГБУ «Российский государственный музыкальный телерадиоцентр».
Орфе́й — персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант, пытавшийся вызволить свою жену Эвридику из подземного царства; олицетворял могущество искусства. В его честь названы:
- (3361) Орфей — околоземный астероид из группы аполлонов, открытый в 1982 году.
- Орфей — ударный кратер на астероиде (433) Эрос .
- Орфей — альтернативное название гипотетической планеты Тейя в модели ударного формирования Луны (до 2004 года, в отличие от Тейи считалось, что её орбита находилась между Марсом и Юпитером).
«Орфей» — сюрреалистическая кинофантазия Жана Кокто , основанная на мифе об Орфее , вторая часть «Орфической трилогии» в которую также входят фильмы «» (1930) и « Завещание Орфея » (1960). Основой для сценария послужила одноименная пьеса Кокто, написанная им в 1926 году.
Образцовый детский музыкальный театр «Орфе́й» был создан Надеждой Ефимовной Ванчуговой в городе Брянске в 1994 году .
«Орфе́й» — бриг Черноморского флота Российской империи , участвовал в Русско-турецкой войне 1828—1829 годов.
«Орфе́й» — бриг Черноморского флота Российской империи .
«Орфе́й» — опера Клаудио Монтеверди , созданная в 1607 году на либретто Алессандро Стриджо — младшего . Наряду с « Орфеем и Эвридикой » Кристофа Виллибальда Глюка считается одним из наиболее значимых музыкальных произведений на тему древнегреческого мифа об Орфее ; относится к числу тех ранних опер, которые и сегодня регулярно ставятся во многих театрах мира. Премьера оперы состоялась 24 февраля 1607 года в Мантуе ( Италия ). Опера написана для представления при мантуанском дворе во время традиционного ежегодного карнавала.
В музыкальном театре в начале XVII века традиционная интермедия — музыкальные номера между актами главной пьесы — постепенно развивалась в полную музыкальную драму, получившую впоследствии название «опера». «Орфей» Монтеверди ознаменовал окончание периода экспериментов и стал первым полноценным произведением нового жанра. После премьеры опера была снова сыграна в Мантуе и, возможно, в последующие несколько лет в других итальянских городах. Партитура «Орфея» издана Монтеверди в 1609 году, переиздана — в 1615. После смерти композитора (1643) оперу забыли. Интерес к этому произведению, возродившийся в конце XIX века, привёл к появлению её новых редакций и постановок. Поначалу это были концертные исполнения оперы в пределах учебных заведений и музыкальных обществ. Первый оперный спектакль был поставлен в Париже в 1911 году, с этого момента «Орфей» всё чаще появлялся на музыкальной сцене. После Второй мировой войны при постановке оперы стало отдаваться предпочтение аутентичному исполнению . «Орфей» многократно записывался и всё чаще ставится в оперных театрах. В 2007 году четырёхсотлетие оперы было отмечено её постановками по всему миру.
В своём издании партитуры оперы Монтеверди указывает 41 инструмент, которые, объединённые в различные группы, используются для изображения различных сцен и характеров персонажей. Так, струнные , клавесины и продольные флейты представляют пасторальные области Фракии, населённые нимфами и пастухами; медные духовые иллюстрируют подземный мир и его обитателей. Созданный в эпоху перехода от Возрождения к барокко , «Орфей» использует все современные ему музыкальные достижения и особенно смело — полифонию . Новаторство Монтеверди проявило себя и в понимании — с точно выписанными инструментами со всеми деталями фактуры , с нотированными темпами, нюансами и т. п., партитура «Орфея» оставляла музыкантам известную свободу для импровизации .
"Орфей". Эскадренный миноносец типа «Орфей» (первая серия эсминцев типа «Новик» ). Построен по программе усиленного судостроения .
Вошёл в состав 1-го ДЭМ минной дивизии. Участвовал в 1-й мировой войне .
Примеры употребления слова орфей в литературе.
С учетом этих уточнений становится очевидно, что ряд более или менее легендарных персонажей, упомянутых нами, - Орфей, Абарис, Гермотим, Пифагор и Парменид - наделены чисто шаманскими особенностями.
Закусывая шашлыком под аджику, Орфеи разглядывают Эвридику в деве в передничке и с подносом, выныривающей перед самым носом из кухни, как из преисподни, в дразняще прозрачном исподнем.
Прервал это молчание бог Аид и спросил Орфея, зачем пришел он в его царство, о чем он хочет просить его.
Так ответил Орфей Аиду: -- О, могучий владыка Аид, всех нас, смертных, принимаешь ты в свое царство, когда кончаются дни нашей жизни.
Марсилио Фичино в своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения, ибо, как и большинство гуманистов впоследствии, он считал, что разработка новых гуманистических идеалов возможна только в том случае, если христианское вероучение заново обосновать с помощью древних мистических и магических учений, а также с помощью философии Платона, которого он признавал как бы продолжателем Гермеса Трисмегиста, Орфея и Зороастра.
Контакты между живыми и мертвыми не так обыденны и просты, как в мифах островитян Меланезии, зулусов или североамериканских индейцев, хотя все же возможны: Геракл и Орфей приходили в царство мертвых и уходили из него, такие же путешествия совершали герой финского эпоса Вяйнямейнен или Данте, сопровождаемый Вергилием.
После одной из таких пирушек Завьялов еле дотащил его домой на своей спине, и уже оба собрались спать, когда Орфею захотелось убедиться в незыблемости своего авторитета.
Как это похоже на орфическое учение о музах, - шепнул Лисипп Таис, - недаром, по преданию, Орфей принес свои знания из Индии.
Там по простору они то рядом гуляют друг с другом, 65 То он за нею идет, иногда впереди выступает, - И, не страшась, за собой созерцает Орфей Эврядику, Но не позволил Лиэй, чтоб осталось без кары злодейство: Он, о кончине скорбя песнопевца его тайнодействий, В роще немедленно всех эдонийских женщин, свершивших 70 То святотатство, к земле прикрепил извилистым корнем.
В этом многознаменательном месте письма Гораций, очеркивая догомерическое проявление поэзии, ясно указывает на высокое значение, которое придавали древние этому вечному элементу человеческого духа, до того родственному элементу религиозному, что от Орфея до Лютера люди, как только начнут молиться и возвышаться духом, - начинают петь, и наоборот.
Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорока-летний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни: Ах, бедный, бедный, я, мальчишечка, Что вродился рыбаком.
Но как только Орфей - Тартаков принимался за съемку, Тася подсаживалась к Ковалеву и обиняком наводила разговор на одну и ту же тему - посещение Гипровулкана.
Прозреть давно пора по всем законам, Освободясь от древнего ярма, Которым душу мы себе калечим, И силу благородного ума, Что дан тебе бессмертным Аполлоном, Яви теперь пред родом человечьим Писаньем или вящим красноречьем, - И пусть Орфей иль Амфион придет Тебе на память ныне, Когда Италия, о Божьем сыне Мечтой окрылена, копье возьмет, - Напомни ей великие святыни, Зажги пред нею светоч путеводный, Она идет в поход.
Покинь вершины Пинда, всеблагая, И Феба, несравненного кумира, Сведи к моим брегам без спасенья, Что я Орфея превзойду уменьем.
Справедливо назвал его божественный Орфей: хитроумным, двояким и владеющим ключами от всего.
Источник: библиотека Максима Мошкова