мозаика в словаре кроссвордиста
мозаика
- Картина из кусочков цветного стекла
- Мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник
- Пазл порусски
- Первая книга стихотворений А. Вознесенского
- перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов
- Переход в новую тональность
- Узор из разноцветного стекла
- Узор из стекла
- Узор из цветных камешков
- Картинка из смальты
- Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней; кусочки стекла, мрамора, цветных камней, используемые для таких картин, узоров
- Изображение, созданное из пригнанных кусочков каких-либо материалов, искусство создания подобных картин
- Вид декоративного прикладного искусства
- Пестрая смесь, напр., впечатлений
- Искусство узоров
- Живопись из осколков
- Изображение, выложенное из разноцветного стекла
- Изображение, выложенное из разноцветнгого стекла
- Стёклышко к стёклышку
- Пазл по-русски
- Рисунок, выложенный смальтой
- Вирусное заболевание растений, на листьях и плодах пятна различной интенсивности
- Узор из кусочков камня, стекла
- Отрасль живописи
- Искусство создания рисунков и узоров из разноцветных камешков, кусочков стекла, и т.п
- Осколочный орнамент
- Пазл по сути
- Болезнь помидоров
- Вид искусства
- Декоративный узор из кусочков камня, стекла
- Расположение окон на экране параллельно в плоскости экрана
- Узор из цветных камней, плиток, стекла
- Изображение или орнамент, выполненные из отдельных кусочков какого-либо материала
- Изображение и орнамент из разноцветных материалов
- Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов
- Болезнь овощей
- Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях
- Камешек к камешку
- Камешек к камешку (узор)
- Камешек к камешку, стеклышко к стеклышку
Словарь медицинских терминов
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и
произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
мозаики, ж. (ит. mosaico).
Художественное изображение узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики.
только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой.
Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п.
перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж.
Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты разноцветных камешков, эмали, дерева. М. из стекла. Детская м. (набор из кусочков твердого материала для выкладывания узоров). М. из цитат (перен.: о злоупотреблении цитированием; неодобр.).
-
Искусство составления таких узоров. Заниматься мозаикой.
прил. мозаичный, -ая, -ое. Мозаичная плитка.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
-
ж.
Вид декоративного прикладного искусства.
Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п.
Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров.
перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов.
Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов.
ж. Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
МОЗАИКА (франц. mosaique) изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально ≈ посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта , керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже ≈ для создания станковых картин. Особым видом М. является инкрустация . М. набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М.: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).
Древнейшие сохранившиеся М. ≈ орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство М. и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря , 12 в.), Древней Руси (М. 11≈12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13≈14 вв. развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. ≈ созданная в 14≈15 вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60≈70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин.
Лит.: Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, Л. ≈ М., 1947; Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1≈2, М., 1947≈48; Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14≈15 вв., М., 1951; Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958; Чубова А. П. и Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.
В. В. Филатов.
Википедия
Моза́ика (, от — , посвящённое музам ) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты , керамических плиток и других материалов.
Мозаика — группа, которая была создана в декабре 1969 года студентами МГУ . В её первый состав вошли Вячеслав Малежик , Ярослав Кеслер .
Хабазин вскоре уехал в Швецию и роль лидер-гитариста взял на себя Малежик. На роль клавишника был приглашен джазовый пианист Юрий Чепыжёв.
Группа просуществовала до 1990 года.
В 2015 году вышел альбом «Навсегда», в который вошли песни, написанные музыкантами с 1963 по 1972 год.
«Мозаика » — советский короткометражный мультфильм 1989 года.
«Мозаика» — советский короткометражный мультфильм.
Первый из четырёх сюжетов мультипликационного альманаха « Весёлая карусель » № 1.
Моза́ика:
- Мозаика — вид искусства.
- Мозаика — обучающий метод.
- Музыкальная группа «Мозаика» .
- Пазл
- « Мозаика » — советский короткометражный мультфильм.
- « Мозаика » — первый из четырёх сюжетов мультипликационного альманаха « Весёлая карусель » № 1.
- Мозаика Пенроуза
- Мозаика — название ряда болезней растений, которые приводят к нарушению пигментации листьев. При мозаике пожелтение затрагивает отдельные участки листьев. Причинами обычно является поражение вирусами, например, вирусом табачной мозаики .
«Мозаика» ( англ. Jigsaw) — фильм нуар режиссёра Флетчера Маркла , вышедший на экраны в 1949 году .
Сценарий фильма написали Винсент МакКоннор и Флетчер Маркл по истории Джона Роуберта. Фильм рассказывает об ассистенте окружного прокурора ( Франшо Тоун ), который, расследуя два убийства, разоблачает действующую в Нью-Йорке тайную экстремистскую организацию неонацистской , националистической и расистской направленности.
Подпольные нацистские и неонацистские организации были в центре внимания нескольких фильмов нуар того времени, среди них « Министерство страха » (1944) и « Дом на 92-й улице » (1945), действие которых происходит в военное время в Лондоне и Нью-Йорке соответственно, а также « Дурная слава » (1946) и « Гильда » (1946), действие которых происходит в Латинской Америке вскоре после окончания войны. Данный фильм стал одним из редких примеров жанра фильм нуар, в котором показана действующая на территории США организация неонацистской направленности, так как к тому времени для голливудского кинематографа стало характерно изображение главной угрозы для США от коммунистических организаций, примером чего стали фильмы « Я был коммунистом для ФБР » (1951) и « Происшествие на Саут-стрит » (1953).
Создатели картины снимали её исключительно на улицах и в реальных интерьерах в Нью-Йорке, «не построив для всего фильма ни единой декорации. Даже реквизит был найден на месте». Места действия картины включают интерьер Бруклинского музея , зоомагазин на Пятой авеню, ночной клуб «Голубой ангел», большой ресторан «уникального дизайна», интерьер многоквартирного дома и склад.
В камео -ролях в фильме снялись знаменитые голливудские актёры Марлен Дитрих , Генри Фонда , Джон Гарфилд и другие, которым создатели фильма выразили отдельную благодарность в финальных титрах.
Примеры употребления слова мозаика в литературе.
Вода была настолько прозрачной, что в отбрасываемой лошадью тени Цири даже с высоты седла различала цветную мозаику дня, беззубок и водоросли.
О мудрые, из пламени святого, Как со златых мозаик на стене, К душе моей придите, и сурово Науку пенья преподайте мне, Мое убейте сердце: не готово Отречься тела бренного, зане В неведеньи оно бы не взалкало Искомого бессмертного вокала.
Заметно нарушали эту унылую мозаику из бетона и пластика только аэродромы для внутриконтинентальных рейсов, с косой штриховкой ВПП, да трансконтинентальные ракетодромы с их обугленными посадочными полями.
В радужной мозаике, отбрасываемой витражами, на фоне охотничьей картины стоял крупный мужчина в сияющем золотым шитьем кафтане и обшитой выпорками делии.
Дэнни уставился на глазурный потолок: разноцветная мозаика, гипнотически вилась и петляла, геометрические фантазии подчинявшиеся мусульманскому запрету изображать живые существа и тем не менее создававшие чарующую красоту.
Вот за его выгибом возник, как старая умная сказка, непревзойденный Баженов, потом Бове, Казаков с Жилярди, Жолтовский, опять Казаков, снова Бове, Шервуд, Мюр и Мерилиз, Валькот с мозаикой Врубеля, Монигетти, Померанцев.
Вот и с тобой, мой народ, сталось то же, что с утварью садовника, с тобой и с твоими хранилищами -- с твоей соломой, зерном, устремлениями, милосердием, тяжбами, спорами, умирающими старухами, ободом колодца, мозаикой, журчанием воды.
Выдержанная в изумрудно-синих красках мозаика изображала златовласую девственницу в старомодном платье, сидевшую под могучим дубом в компании белоснежного златорогого единорога, только что, надо полагать, ею усмиренного, ибо зверь сей, как известно даже из школьного курса мифологии, покоряется лишь непорочной деве, а тем, кто себя не соблюл, нечего и пытаться изображать дедушку Дурова.
У хозяина было явное пристрастие к черному - стены, диваны, рамы картин, даже изразцы были черного цвета, всюду тусклое мерцание золота, слоновой кости, мозаики.
Борин, - с помощью объектива киноаппарата попадает на мозаику иконоскопа, действует на его микроскопические фотоэлементы и с помощью электронных лучей претворяется в электрические колебания, которые на ультракороткой волне поступают в приемник.
Он может также изумить вас столь же стремительным, сколько и искусным созданием прекрасного орнамента интарсии, деревянной отполированной мозаики, составленной из разноцветных кусочков дерева различных пород.
Да и мясная гастрономия, хо-хо, не плошала, ветчины и карбонады радовали глаз своим соседством с сырокопчеными рулетами, разнокалиберными колбасами, вплоть до изысканных срезов, обнажавших сущую мозаику вкуснейших элементов начинки.
Отсюда открывался великолепный вид на мозаику полей, широкой полосой отделявших львятник от холмов по ту сторону долины, и пастельные краски мозаики словно переливались, когда по ней скользили тени от облачных громад.
Конечно, Манн - мастер мозаики, но, прежде всего, - виртуоз слова, придающий партитуре необыкновенное, неповторимое звучание.
Мозаика желаний ТЕКСТ: Анастасия Никитина ФОТО: Александр Басалаев Дмитрий Немировский сам себя называет эмигрантом.
Источник: библиотека Максима Мошкова