мефистофель в словаре кроссвордиста
мефистофель
- Персонаж трагедии "Фауст"; пьеса Алешина
- Персонаж трагедии "Фауст"
- Персонаж "Фауста", Гете
- В европейском фольклоре и литературе дух искушения и сомнений, сатана
- Пьеса Алешина
- Демон
- Стихотворение Б. Пастернака
- Этот черт известен нам благодаря Гуно
- Пьеса российского драматурга С. Алешина
- Персонаж произведения немецкого писателя И. Гете "Фауст"
- Персонаж оперы французского композитора Ш. Гуно "Фауст"
- Золотой самородок весом 21 грамм
- «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», - говорил он сам о себе
- Действующее лицо оперы Ш. Гуно «Фауст»
- Персонаж «Фауста», Гете
- Дьявол, выступающий в образе злого духа (в художественной литературе и в фольклоре народов Европы)
- «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — говорил он сам о себе
- Литературный персонаж, покушавшийся на душу Фауста
- Новый вид червей, обнаруженный в золотодобывающей шахте ЮАР на глубине 1300 метров, получил имя в честь этого героя Гёте, «ненавистника света»
- В этой роли Шаляпин носил чёрный облегающий плащ на огненной подкладке
- Пьеса российского драматурга Самуила Алёшина
- Персонаж произведения немецкого писателя Иоганна Гёте «Фауст»
- Стихотворение Бориса Пастернака
- Персонаж оперы французского композитора Шарля Гуно «Фауст»
- Этот чёрт известен нам благодаря опере Шарля Гуно
- Злой дух в европейском фольклоре
- Дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы
- Персонаж трагедии Гёте "Фауст"
- Роман К. Манна (1936)
- Пьеса С. Алёшина
- Опера А. Бойто (1868)
- В европ. фольклоре и литературе дух искушения и сомнений, сатана
- Действующее лицо оперы Ш. Гуно "Фауст"
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м.
Дьявол, выступающий в образе злого духа (в художественной литературе и в фольклоре народов Европы).
Употр. как символ отрицания нравственных устоев и доброго начала в человеке.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
МЕФИСТОФЕЛЬ (Мефисто) (нем. Mephistopheles) дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы; литературный персонаж немецкой народной книги "Повесть о докторе Фаусте..." (опубликована 1587), философской драмы "Фауст" И. В. Гете и др. произведений; спутник и искуситель Фауста, предлагающий ему власть, знания, земные блага в обмен на душу.
Большая Советская Энциклопедия
(Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, возможно, греческого происхождения ≈ «ненавидящий свет», от me ≈ не, phos ≈ свет и phílos ≈ любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения ≈ от мефиц ≈ разрушитель и тофель ≈ лжец), наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном ≈ духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда ≈ его бунт против бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, М. ≈ искуситель и антагонист Фауста . К образу М. обращался А. С. Пушкин. М. ≈ чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») ≈ воплощение морального нигилизма. М. ≈ Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») ≈ гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки. Образ М. вдохновлял художников (Э. Делакруа, М. Врубель), композиторов (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн).
Лит.: Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М.≈Л., 1958; Лакшин В., Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир», 1968, ╧ 6; Milner М., Le diable dans la littérature française, t. 1≈2, P., 1960; Kretzenbacher L., Teufelsbündner und Faustgestalten im Abendlande, Klagenfurt, 1968.
М. А. Гольдман.
Википедия
Мефистофель — дьявол , образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения северной Европы. В 1587 году становится известен как литературный персонаж немецкой народной книги «Повесть о докторе Фаусте …», приобретает широкую известность благодаря философской драме « Фауст » И. В. Гёте (часть первая — 1806, вторая — 1831).
Прилагательные «мефистофелевский» и «мефистофельский» означают — язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».
Мефистофель, Мефисто:
- Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, Mephistos) — один из духов зла .
- «Мефистофель» — опера Арриго Бойто .
- Мефистофель — золотой самородок, находящийся в Алмазном фонде России.
- «Мефисто» — драма, экранизация романа Клауса Манна «Мефисто: история одной карьеры» (1936), Венгрия — ФРГ, 1981 год. Режиссёр — Иштван Сабо .
- «Мефисто» — серия шахматных микрокомпьютеров , в конце 1980 — начале 1990 годов выигрывавших первенства мира среди микрокомпьютеров.
- Мефисто (Mephisto) — персонаж комиксов Marvel.
Мефисто́фель — название золотого самородка весом 20,25 граммов, проба 901,2.
Самородок хранится в Алмазном фонде России , уникален в художественном плане и является самым приметным экспонатом из-за поразительного сходства очертания самородка с профилем Мефистофеля . По результатам проведённой экспертизы было установлено, что самородок не был искусственно обработан.
Данный самородок является самым маленьким по массе из всех находящихся в хранилище Алмазного фонда.
Примеры употребления слова мефистофель в литературе.
Театрально наклонив свой лик провинциального Мефистофеля, Бабурин переждал овацию и радостные крики народных избранников, а затем приступил к прочтению второго документа, который был не менее жестким, чем первый.
Ответьте же мне, доктор Фауст,- послышался звучный голос Мефистофеля,- не благоугодно ли будет вам выслушать мое заявление?
Во всем, что мы наблюдаем, виноват не только Фауст, но и сам Мефистофель, -- иносказательно, но вполне доходчиво говорил Мельников о графе Клейнмихеле и самом императоре.
Сбоку взглянув на Сергея, Косов, мрачно-замкнутый, медленно вынул из кармана брюк трубочку с вырезанной головой Мефистофеля, с железной крышечкой, сосредоточенно начал набивать ее табаком.
Навстречу Михайлову приподнялись длинный, с лицом презрительного Мефистофеля, корнет Краузе, штаб-ротмистр Тренев - бледный усатый офицер, какой-то купеческий сынок и незнакомый мрачный господин с всклокоченными волосами и дикими, почти ненормальными глазами.
Мефистофель Прекрасно, но о том не надо так крушиться: Коль скоро недочёт в понятиях случится, Их можно словом заменить.
В городе в ночную пору Мефистофель объявляет Фаусту, что с наступлением полночи истекает срок их договора.
Форкиада на просцениуме исполински выпрямляется, сходит с котурнов, снимает маску и покрывало и оказывается Мефистофелем, готовым, в случае надобности, объяснить пьесу в эпилоге.
Эльстира до его виллы, и вдруг, - так Мефистофель возникает перед Фаустом, - появились в конце улицы, точно простая ирреальная, дьявольская объективация темперамента, противоположного моему, объективация полуварварской жестокой жизнеспособности, которой совершенно была лишена моя слабость, моя повышенная, болезненная чувствительность, моя склонность к рефлексии, пятна той разновидности, которую нельзя ни с чем спутать, спорады животно-растительной стайки девушек, как будто не замечавших меня и в то же время, вне всякого сомнения, говоривших обо мне с насмешкой.
Мефистофель говорит ему, что адские муки так ужасны, что черти взошли бы на небо по ступенькам из ножей, если бы у них оставалась еще надежда.
И теперь этот пустозвон и выскочка Мефистофель с таким гордым и важным видом появился на Всемирном Шабаше со своим лже-Фаустом, словно уже получил в свои лапы неограниченную власть над обоими Мирами.
Туда полетят они - Фауст, Мефистофель, Гомункул - разыскивать легендарную Елену.
Мефистофель доставляет сюда бесчувственного Фауста в момент, когда Вагнер по таинственным рецептам мастерит Гомункула, который вскоре укажет Фаусту путь к Фарсальским полям.
Его горбоносый профиль принял насмешливое выражение, как у Мефистофеля, которому подсовывают поддельную индульгенцию.
Господь и архангелы, Мефистофель и прочая нечисть - не более как носители извечно борющихся природных и социальных сил.
Источник: библиотека Максима Мошкова