Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

махаяна в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

махаяна

МАХАЯНА (санскр. букв. - большая колесница), наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, т.н. северный буддизм. Возникнув в Индии, с начала н. э. распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Махаяна подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей - Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йога-чары, мадхьямика. МАХДИ (араб.) мусульманский мессия, спаситель.

Большая Советская Энциклопедия

Махаяна

(санскр. ≈ большая колесница, или великий путь), самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной , разновидности буддизма . Прослеживается по литературным памятникам с 1 века до н. э., хотя возможность развития буддизма в сторону М. наметилась ещё на первых буддийских соборах 5≈3 веков до н. э., на которых активно выступали сторонники широкой миссионерской деятельности, допущения мирян в буддийскую сангху (общину) и смягчения правил религиозного послушания. Формирование М. связано с именами Нагарджуны , Асанги, Ашвагхоши и Арьядевы ≈ крупнейших представителей религиозно-философской мысли буддизма 1≈5 веков. Высшим религиозным идеалом в М. считается бодхисатва ≈ универсальный, но воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования. В отличие от архата ≈ идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонических и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других: он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны . Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью определённого набора предельных качеств (так называемых парамит): сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центральное место в культе М. занимает символика «трёх тел Будды»: «тела Закона» («Дхармакая») ≈ образа вселенского духовного бытия Будды; «тела Наслаждения» («Самбхогакая») ≈ идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогическом трансе; «тела Призрачного» («Нирманакая») ≈ материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религиозного поведения. Религиозная символика М. строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них: Будда-Амитабха, или воплощённый в мире дух буддизма; Будда-Авалокитешвара, или обращенное на мир сострадание; Будда-Майтрея, или надежда мира. В основу канонической литературы М. легли 9 главных сутр (так называемые Вайпулья-сутры). Основные философские школы М.: йогачара , или виджнянавада (основатель Асанга), и мадхьямика , или шуньявада (основатель Нагар джуна). С М. связано развитие тантристских учений буддийской йоги .

С первых веков н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и других странах. Большинство канонических текстов М. в Индии было составлено на санскрите, в странах распространения М. ≈ также на местных языках. Для М. характерны пышные религиозные обряды.

Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды, М., 1913; Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906; Шюрэ Э., Сакия-Муни древний мудрец, М., 1897; Suzuki D. Т., Outlines of Mahâyâha Buddhism, L., [1907]; Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc., 1912. См. также литературу при статье Буддизм .

А. М. Пятигорский.

Википедия

Махаяна

Маха́яна (, дословно «Великая колесница»; , да-чэн; , theg-pa chen-po) — наряду с хинаяной одно из двух основных существующих направлений буддизма , отличающихся по философии и способам практики. Буддизм Махаяны возник в Индии . В течение своей истории буддизм Махаяны распространился из Индии в другие азиатские страны, такие как Китай , Япония , Вьетнам , Корея , Тибет , Непал , Бутан , Монголия , а также в отдельные регионы России .

Махаяна — Великая колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной мудрости Праджняпарамиты .

Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру .

Численность приверженцев восточного буддизма на 2013 год, по данным Питера Харвея, составляет примерно 360 миллионов человек.

Примеры употребления слова махаяна в литературе.

Однако махаяна еще только зарождалась, и, проповедуя этот идеал, Ашока сам невольно отошел от первоначального буддизма.

Ашвагхоша оказал сильное влияние на Нагарджуну, самого высокоинтеллектуального философа Махаяны, который применил сложную диалектику для доказательства ограниченности возможностей использования всех понятий, которые используются людьми для восприятия и описания реальности.

В автобиографии мастера Дзэн Хань-Шаня описан чудесный сон, в котором Великий Мастер Цин-Лян проповедовал учение Хуа-Ен философии Махаяны.

Его формы многочисленны: ламаизм, магический буддизм, махаяна, или большая колесница, которая следует за хинаяной, или малой колесницей, дзэн -- буддизм Японии.

Мы уже упоминали, что эллинистическое искусство пришло на Дальний Восток через махаяно-буддийское учение, а махаяна, разумеется, была творением индских душ.

После смерти Будды в буддизме появилось две основные школы, Махаяна и Хинаяна.

Отсюда пошло распространение махаяны, религии, охватившей все китайское общество и особенно популярной среди внутреннего пролетариата его.

Одной из новых и наиболее примечательных черт современной махаяны является кодекс альтруистической этики, которая учит, что каждый человек должен делать добро в интересах всего мира и употребить на благо других все свои добродетели.

Распространение буддизма Махаяны в Азии в ее различных культурных регионах, среди народов, обладавших своеобразным менталитетом, привело к тому, что Учение Будды истолковывалось с различных точек зрения.

Однако, несмотря на высокоинтеллехтуальный уровень философии Махаяны, эта школа никогда не ставит своей основной целью абстрактные рассуждения.

Первым распространителем идей Махаяны был Ашвагхоша--один из наиболее выдающихся философов среди патриархов буддизма, живших в первом веке н.

Выше изложенные положения Махаяны имеют отношение к ее интеллектуальному, логическому аспекту.

Именно эта сутра послужила основным источником вдохновения для китайских и японских мыслителей, когда буддизм Махаяны получил распространение по всей Азии.

И наконец, космическая сеть играет главную роль о тантрическом буддизме, одно из течений Махаяны, возникшем в Индии примерно в третьем веке н.

В буддизме Махаяны очень похожее понятие используется по отношению ко всей Вселенной в целом.

Источник: библиотека Максима Мошкова