Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

маздакизм в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

маздакизм

религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних с ним странах в раннее средневековье. Возникло в 3 в.; названо по имени руководителя маздакитского движения Маздака, явилось его идейной основой. Последователи маздакизма считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым; призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом.

Большая Советская Энциклопедия

Маздакизм

религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака ≈ руководителя маздакитского движения (хотя учение возникло ещё в конце 3 века). Главным в М. была идея о том, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в «этом мире») победой «добра» над «злом». М. содержал распространённые в ряде сект Ирана и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи, о равенстве имущества и т.п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства, М. стал в конце 5 века идеологией маздакитского движения. После его подавления (6 век) общины М. сохранялись в Иране, Средней Азии, Азербайджане вплоть до 14 века. Идеи М. использовались во многих народных движениях средневекового Востока.

Лит. см. при ст. Маздакитское движение .

Википедия

Маздакизм

Маздакизм (маздекизм; зендицизм ) — религиозно - философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье . Названо по имени Маздака , сына Бамдада — руководителя маздакитского движения (хотя само учение возникло ещё в конце III века под влиянием распространявшегося манихейства ). Основателем учения является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан из города Фесы провинции Фарс , отсюда и другое название этого учения — «зардуштакан».

В основу маздакизма легли идеи гностиков Карпократа и римлянина Бундоса , переселившегося в Иран в 300 году . Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится победой «добра» над «злом».

Маздакизм содержал распространённые в ряде сект Ирана и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи , равенстве имущества и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства , отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства, маздакизм стал в конце V века идеологией маздакитского движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (начало 490-х годов — конец 520-х годов ).

Маздакитское движение было поддержано царём Сасанидского государства Кавадом I , стремившимся использовать его для ослабления позиций крупной аристократии и зороастрийского жречества. В 488 году шахиншах Кавад I занял трон и в том же году в субботу 21 ноября Маздак начинает проповедь своего учения. При нём сторонники движения заняли важные административные посты, а сам Маздак был назначен на один из высших постов в государстве. Маздакиты стали захватывать имущество знати и передавать его нуждающимся. Несогласные с реформами были объявлены приверженцами зла и подверглись террору со стороны маздакитов. После отмены Маздаком в 497 году законов о традиционном браке знать устроила заговор и в 499 году свергла Кавада, который был заточен в крепости Анхуш, а иранский трон занял его младший брат Джамасп. Однако Каваду удалось бежать из заточения, после чего он в 501 году вернулся в страну с наёмниками- эфталитами , сместил своего брата Джамаспа и казнил знатных заговорщиков. После возвращения на трон Кавад стал постепенно дистанцироваться от маздакитов, хотя не имел достаточно сил для открытого разрыва. Опасаясь неограниченной диктатуры маздакитов, знать и зороастрийское духовенство пошли на союз с шахом. На сторону Кавада встало и иранское войско, вернувшееся с победой из Малой Азии . В 528 году во время религиозного диспута Маздак, верхушка его секты, а также большое число рядовых маздакитов были схвачены и зарыты заживо в землю вниз головой. Инициатором этой расправы, во время которой был казнен принявший маздакизм царевич Кавус, старший сын Кавада и наследник престола, был младший сын шаха царевич Хосров Ануширван , при негласной поддержке отца.

Общины маздакитов сохранялись в Иране , Средней Азии , Азербайджане вплоть до XIV века . Идеи маздакизма использовались во многих народных движениях средневекового Востока.

Примеры употребления слова маздакизм в литературе.

Попытка обьединить маздакизм с иконоборческим православием, предпринятая тогда же, успеха не имела.

Начало ей положили антиохийскис гностики, а бытовала она в форме манихейства, маздакизма, исмаилизма в Персии, катаризма во Франции, богумильства в Болгарии и павликианства в Малой Азии.

Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму.

Источник: библиотека Максима Мошкова