консорт в словаре кроссвордиста
консорт
Большая Советская Энциклопедия
принц-консорт (англ. consort ≈ супруг, от лат. consors ≈ соучастник, сотоварищ), в Великобритании муж царствующей королевы, сам не являющийся монархом.
Википедия
Под термином консорт понимают:
- Принц-консорт
- Консорт
Консо́рт — в Англии последней четверти XVI и в XVII веках общее обозначение небольшого и, как правило, инструментального ансамбля. Термин, вероятно, возник как искажение или . Музыка для консорта — важная составляющая часть в жанрово-стилистическом диапазоне музыки английского барокко . Консортную музыку писали Уильям Бёрд , Джон Булл , Орландо Гиббонс , Джон Доуленд , Энтони Холборн , Генри Пёрселл , Уильям Лоуз , Мэтью Локк , Томас Морли , Филипп Россетер и многие другие английские композиторы.
В конце XVI века словом «консорт» англичане называли небольшие ансамбли, состоявшие из инструментов различных семейств. В типичном документе тех времён (1591) консорт описывается как ансамбль, состоящий из лютни , басовой цистры (bandora), басовой виолы , цистры (citterne), сопрановой виолы и флейты. При этом никаких строгих предписаний для инструментов, составляющих тело консорта, не существовало. Позже стали различать «полный консорт» для консортов, состоящих из одинаковых инструментов разной тесситуры , в то время как консорты из различных инструментов стали называться «ломаными» .
Музыку для консорта писали преимущественно в жанрах фантазии, инструментальной обработки заданной мелодии ( cantus firmus , в том числе и особенно обработки мелодической формулы In nomine ), вариаций, танцевальных сюит и т.п.
«Консортной песней» (, термин Т. Дарта ) англоязычные музыковеды называют характерную для творчества Уильяма Бёрда и некоторых других английских авторов конца XVI — начала XVII веков песню в сопровождении консорта.
«Консортным антемом» англоязычные музыковеды называют разновидность антема заменялся аккомпанирующим консортом. Предположительно консортный антем предназначался не для церковного, а для домашнего исполнения.
Современные ансамбли аутентистов охотно обозначают себя словом «консорт» для быстрого ориентирования целевой аудитории на исполняемый ими репертуар (например, Early Music Consort of London , Consort of Musicke , Deller Consort , Currende Consort и т.п.), при этом подразумевается старинная ансамблевая музыка всякого рода — не только инструментальная, но и вокальная, не только гомогенные, но и смешанные инструментальные составы.