домра в словаре кроссвордиста
домра
- Круглый "собрат" балалайки в оркестре
- муз. инструмент
- Музыкальный инструмент
- Похожа на мандолину
- Прообраз балалайки
- Сестрица мандолины
- старин. русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом
- Струнный инструмент
- Струнный музыкальный инструмент
- Этот музыкальный инструмент является прообразом русской балалайки
- Древнерусский щипковый инструмент
- Балалайка скомороха
- Первообраз балалайки
- ж. или мн. домры, азиятская балалайка, с проволочными струнами. Домра известна у многих славянских племен; в Малороссии есть прозвание дворянского рода Домра; уцелели и старинные пословицы: Рад (радеет) скомрах о своих домрах. Любить игра купить домра; ед
- Подруга балалайки
- Струнный инструмент с овальным корпусом
- Струнный музык. инструмент
- В XVII веке на Руси изничтожили скоморошество, а вместе с ним и этот струнный инструмент
- Круглый «собрат» балалайки
- Круглый собрат балалайки
- Струнный инструмент с овальной декой
- Струнный щипковый музыкальный инструмент
- Музыкальный инструмент, являющийся прообразом русской балалайки
- Круглый «собрат» балалайки в оркестре
- Русский струнный щипковый музыкальный инструмент
- Древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом
- Народный струнный щипковый инструмент
- Струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом
- Древнерусский струнный музыкальный инструмент
- Древнерусский щипковый музыкальный инструмент, использовавшийся скоморохами
- Старинный русский народный музыкальный инструмент
- Двойник мандолины
- Древнерусский шипковый инструмент
- Инструмент акына
- Инструмент с овальной декой
- Инструмент скомороха
- Инструмент скоморохов
- Инструмент, похожий на мандолину
- Круглый "собрат" балалайки
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. или мн. домры, азиятская балалайка, с проволочными струнами. Домра известна у многих славянских племен; в Малороссии есть прозвание дворянского рода Домра; уцелели и старинные пословицы: Рад (радеет) скомрах о своих домрах. Любить игра - купить домра; едва ли это не коренное русское или славянское слово, от дуть, дму, потому что встарь это было духовое орудие, дудка.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
домры-домры, ж. (казакск. dombra с перс. danbara). Музыкальный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом.
прил. домровый, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом овальной формы.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент, использовался в 16-17 вв. скоморохами. В 1896-1900 Ф. С. Пасербский совместно с С. И. Налимовым создал семейство 3-струнных оркестровых домр, в 1908 Г. П. Любимов с С. Ф. Буровым - семейство 4струнных домр (звук извлекается плектром).
Большая Советская Энциклопедия
домра, русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Звук извлекается плектром . Наибольшее распространение Д. имела в 16≈17 вв. преимущественно среди музыкантов-скоморохов. Во 2-й половине 18 в. стала выходить из употребления. В 1896≈1900 3-струнная Д. по указаниям В. В. Андреева была реконструирована Ф. С. Пасербским и включена в состав балалаечного ансамбля. Реконструированная Д. различных размеров (475≈1100 мм) и звукового диапазона (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) получила квартовый строй (как у балалайки) и полный хроматический звукоряд. В 1908≈17 Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали семейство 4-струнных Д. квинтового строя (от пикколо до контрабаса). Большое распространение Д. получила в советских оркестрах русских народных инструментов ≈ балалаечно-домровых (3-струнная Д.) и домровых (4-струнная Д.).
Википедия
До́мра — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент . Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора . Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло . Существуют два вида домр: трёхструнная и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов .
Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI—XVII веках как сольный и ансамблевый инструмент, но начиная с XVII века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них 1648 года царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), согласно которым скоморошество подвергалось гонениям, домры были уничтожены и забыты.
Современный облик домра обрела в 1896 году, после реконструкции В. В. Андреевым вятской балалайки . На основе этого инструмента, в 1896—98 годах, мастерами-художниками Ф. С. Пасербским, С. И. Налимовым (работал при оркестре Андреева 26 лет), Н. П. Фоминым , П. П. Каркиным, было создано семейство оркестровых домр, ставших основой Великорусского оркестра им. В. В. Андреева . В 1908 году, по инициативе дирижёра Г. П. Любимова, вместе с мастером С. Ф. Буровым, была разработана группа четырёхструнных домр.
Примеры употребления слова домра в литературе.
Дремлет, под унылые звуки домры слепых игрецов домрачеев, которые воспевают древние былины, и под сказки столетних старцев бахарей, которые забавляли еще деда его.
Во многих школах открыты отделы народных инструментов: балалайки, домры, гитары.
По аналогии с семейством смычковых, домры и балалайки тоже стали изготовлять разных размеров.
Сейчас в оркестрах звучат балалайки пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, группа домр также от пикколо до контрабаса.
В них ютились старые-престарые верховые боярыни и боярышни, комнатные бабы, мамы, казначеи, нортомои, меховницы, постельницы, юродивые, нищие, странницы, государевы богомольцы, дураки и дурки, девочки-сиротинки, столетние сказочники-бахари и игрецыдомрачеи, которые воспевали былины под звуки заунывных домр.
Охота к музыке появилась только в 5-м классе, играл на балалайке и домре в школьном оркестре.
Плясали все, кроме Разина и есаулов, даже старик Вологженин, вытолкнутый толпой, бестолково мотался на одном месте, тыча на стороны домрой.
Семен думал узреть вновь полуобнаженных красавиц, но вошел пожилой зурначи, за ним еще какие-то с домрой, с бубнами, еще с чем-то вроде сопелей.
Перемигнувшись, Данилов стремянный взял домру из рук одного из литвинов, перебрал струны.
Ею цепляют струны при игре на мандолине, домре и других подобных инструментах.
Мнихи и те смущались порою прелестью бытия, музыкою, сопелями, домрами, гудками, плясаньем и пением, скоморошьими играми.
Источник: библиотека Максима Мошкова