Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

дзёрури в словаре кроссвордиста

Большая Советская Энциклопедия

Дзёрури

вид песенного сказа, а также кукольного театра в Японии. Название происходит от «Сказа о Дзёрури в 12 песнях» (1530), в котором повествуется о возлюбленной героя средневекового японского эпоса Иосицунэ. Исполнение «Сказа» сопровождалось игрой на музыкальном инструменте биве, а после 1560 на новом семиструнном музыкальном инструменте ≈ сямисэне. В 1600 исполнение Д. объединилось с кукольным представлением, в результате чего возник новый, позднее ставший традиционным кукольный театр Д. В середине 17 в. складывается два вида Д. ≈ героический (дзидай) и бытовой (сэва). Расцвет Д. приходится на конец 17 ≈ начало 18 вв. и связан с деятельностью театра Такэмотодза, основанного в 1684 в Киото. Здесь работали один из корифеев японской драматургии Тикамацу Мондзаэмон (1653≈1724) и певец-сказитель Такэмото Гидаю (1651≈1714) ≈ создатель канонического стиля исполнения Д. Имя «гидаю» стало нарицательным для всех чтецов Д. Пьесы Д. ставятся также на сцене японского классического театра кабуки , где часть реплик произносят актёры.

Лит.: Конрад Н. И., Японский театр, в кн.: Восточный театр, М. ≈ Л., 1929; Тикамацу Мондзаэмон, Драматические поэмы, пер. с япон., [М., 1968]; Гундзи Масакацу, Японский театр кабуки, пер. с япон., М., 1969; Энгэки хякка дайдзитэн, (Театральная энциклопедия), т. 3, Токио, 1969; Hironaga Shuzaburo, Bunraku. Japan"s unique puppet theatre, Tokyo, [1964].

Л. Д. Гришелёва.

Википедия

Дзёрури

— возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы , предназначенной специально для речитативного пения .

Прототипом для дзёрури послужило искусство бродячих монахов , собиравших подаяние чтением отрывков из самурайских героических хроник. Во второй половине XVI века выступившая на сцену торговая буржуазия, усвоив и обработав в своем вкусе искусство монахов, создает дзёрури. Вокально-исполнительская техника воспринимается целиком (вскоре вводится в употребление трёхструнный « сямисэн »), но зато содержание текстов подвергается основательной редакции. Так, например, чудо-богатырь самурайских хроник, грозный Усивакамару , в дзёрури выступает в облике влюбленного томного отрока, всецело зависящего от капризов рока.

История развития дзёрури разделяется на две стадии. В первой дзёрури представляли собой небольшие тексты для речитативного пения. Вторая стадия начинается с конца XVI века , когда дзёрури было приспособлено для мелодекламационного сопровождения кукольных представлений — любимого зрелища городского демоса. Расцвет дзёрури как жанра вокального искусства и как жанра драматической прозы относится к первой половине XVIII века и связан с именами знаменитого певца Такэмото Гидаю , крестьянина из Сэтцу , и писателя Тикамацу , создавшего цикл дзёрури на темы из жизни горожан.

Военно-дворянское правительство ( сёгунат ), объявив дзёрури устами своих идеологов- конфуцианцев «развратным искусством», в целях борьбы с популярностью Дзёрури среди буржуа предприняло ряд репрессий, например лишило некоторых наиболее прославленных певцов права петь ( Бунго в 1739 ), строго ограничило круг сюжетов дзёрури и т. д. Искусство дзёрури оказало большое влияние на театр кабуки , созданный горожанами в противовес придворно-самурайскому театру но .