кабуки в словаре кроссвордиста
кабуки
- В XVI веке в Японии это новое по тем временам слово записывалось тремя иероглифами, один из которых значил "песня", второй — "танец", а третий — "умение" или "искусство"
- Классический японский театр
- Театр в стране самураев
- «Театр в кимоно»
- В каком театре для грима используется пудра из рисовой муки?
- В XVI веке в Японии это новое по тем временам слово записывалось тремя иероглифами, один из которых значил «песня», второй — «танец», а третий — «умение» или «искусство»
- Театр одетых в кимоно актеров
- Театральный «мальчишник» в Японии
- Японский театральный «мальчишник»
- Японский театр с музыкой, танцами, драмой
- «Театральный мальчишник» из Японии
- В XVI веке в Японии это новое по тем временам слово записывалось тремя иероглифами, один из которых значил «песня», второй - «танец», а третий - «умение» или «искусство»
- Уникальность этого японского искусства состоит в том, что все женские роли исполняются актёрами-мужчинами, которых называют «оннагата»
- Японский национальный театр
- Япон. нац. театр
- Один из видов классического театра Японии
- Японский городской театр, сложился в XVII—XVIII вв. (этнографическое)
- Театр, где только мужчины
- В XVI веке в Японии это новое по тем временам слово записывалось тремя иероглифами, один из которых значил "песня", второй — "танец», а третий — «умение» или «искусство»
- Уникальность этого японского искусства состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами, которых называют "оннагата"
- Японский театр
- Театр
- Классический театр Японии
- Театр в Японии
- Японский мужской театр
- Японский театральный "мальчишник"
- Японский классический театр
- Театральный "мальчишник" в Японии
- Мальчишник на сцене японского театра
- Один из видов японского классического театра
- Японский театр, в котором не играют женщины
- Один из видов яп. классич. театра
- яп. театр, в котором не играют женщины
- Театр по душе гейше
Энциклопедический словарь, 1998 г.
один из видов классического театра Японии. Включает музыку, танцы, драму. Истоки в народных песнях и танцах. Сложился в 17 в., получил развитие в кон. 17 - нач. 18 вв. С 1652 в труппах кабуки выступают только мужчины. В современных кабуки сохранились особая условная исполнительская манера, канонические позы, грим, декорации и др. Утвердилась преемственность актерских династий - Итикава, Оноэ и др.
Большая Советская Энциклопедия
один из видов классического театра Японии. Его истоки в народных песнях и танцах, исполнявшихся бродячими актёрами. Родоначальницей К. считают О-Куни, которая с 1603 выступала с женской труппой. Хотя в сценках, которые исполняла О-Куни, основой были любовные песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургических композиций, со временем всё более усиливавшиеся. В 1629 женские труппы были запрещены под предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях К. выступают только мужчины (яро-К.). Это породило специфические амплуа актёров ≈ исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма).
Особого расцвета театр К. достиг в конце 17 ≈ начале 18 вв., во время подъёма городской культуры (т. н. период Гэнроку,1688≈1703). Был сделан большой шаг вперёд от искусства подражания (мономанэ) к более естественной манере игры. Важное значение приобрели движения и сценическая речь исполнителей, чему способствовало мастерство актёра Саката Тодзюро и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.
Кризис феодального строя привёл к жёсткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были музыкальное сопровождение и декорации, канонические позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфические для К. грим кумадори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий ≈ хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценических имён, установились замкнутые актёрские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й половине 18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, которая вместе с «дорогой цветов» ≈ ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрительный зал) стала значительным завоеванием театра К.
К концу 18 в. центр искусства К. перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением исторических драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэвамоно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Намбоку и реалистическая манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.
После буржуазной революции 1867≈68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистического развития, что сказалось на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся исторические драмы (кацурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиционные сценические приёмы.
В 1966 в Токио в целях сохранения классического театра К. был открыт государственный театр «Кокурицу гэкидзё». Актёры К. состоят на службе у двух крупных кинокомпаний «Сётику» и «Тохо», а также в единственной независимой театральной труппе «Дзэнсиндза».
Театр К. дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актёрами ≈ Итикавой Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.
Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сборнике: Театральный Октябрь, Л. ≈ М., 1926; его же, Театр Кабуки, Л. ≈ М., 1928; Кабуки, [пер. с англ.], М., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., М., 1965; Гундзи Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969.
Б. В. Раскин.
Википедия
кабуки изображают бой самураев
Примеры употребления слова кабуки в литературе.
Как и в китайском классическом театре, это амплуа в театре Кабуки имеет свою длинную историю и относится к высокому сценическому мастерству.
Советский зритель познакомился с высоким сценическим искусством одной из самых известных в Японии театральных трупп Кабуки, возглавляемой наиболее талантливыми актерами Итикава Энноскэ и Накамура Утаэмон, за которыми заслуженно установилась слава классиков Кабуки.
Вместе с тем Кабуки также непрерывно впитывал в себя положительные стороны пения и декламирования из других форм народного искусства.
Набатчиков, с лицом белым, как у актеров театра Кабуки, уже стоял на ногах и деловито отряхивался.
Лицо у Гортензии было совершенно белым, словно у напудренных актеров театра Кабуки, и вообще, несмотря на светлые глаза, из-за выступающих скул и пухлых губок, подведенных темно-красной помадой, она напоминала японку.
Симамура, выросший в торговых районах Токио, с детства знал и любил кабуки, а в студенческие годы начал тяготеть к японскому национальному танцу и танцевальной пантомиме.
Выросший в торговых кварталах, Симамура с детства полюбил кабуки, японские национальные танцы, хорошо знал текст сказов нагаута, но сам не обучался петь.
Вчера вечером в квартале Кабуки вас обнаружили на дороге без сознания.
В сильную оптику видно, что у него, словно актера театра кабуки - на совершенно белом лице, горят губы с красными потеками.
Спектакль создан в традициях японского театра Кабуки, где важнейшими выразительными средствами являются музыка и пластика.
Кабуки и звукового кино, я писал о контрапунктическом методе сочетания зрительного и звукового образа.
Сценическое искусство оннагата породило определенные эстетические основы актерского исполнительского творчества театра Кабуки, создало неповторимые характеры и образы японских женщин различных эпох, дало изумительные образцы мастерства актерского перевоплощения.
Истории театра Кабуки известны имена знаменитых мастеров оннагата, создавших свои традиционные школы, породивших не одно поколение, целые династии продолжателей и учеников.
То была белая, точно гипс, маска театра Кабуки, и пока Фаррелл смотрел на нее, маска начала переливаться в Каннон, расплываясь и растворяясь, чтобы в конце концов перетечь в коричневый круглый лик богини, в соцветия ее рук, в облачные одежды и в долгие янтарные глаза.
Сценическое творчество актеров Кабуки, неся своим зрителям эстетическое удовлетворение, в немалой мере помогает нам лучше понять особенности исторической жизни, этнографическое своеобразие и мироощущение японского народа, самобытность характера, психологический его склад.
Источник: библиотека Максима Мошкова