Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

грузооборот в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

грузооборот

экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5х150=750 млн. тонно-километров.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

грузооборот

грузооборота, м. (экон.). Количество перевезенных грузов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

грузооборот

-а, м. (спец.). Исчисляемая в тонно-километрах работа транспорта по перевозке грузов (во 2 знач.). Рост грузооборота.

прил. грузооборотный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

грузооборот

м. Основной показатель работы транспорта за определенный период времени.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

грузооборот

основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км).

Большая Советская Энциклопедия

Грузооборот

основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материального производства. Представляет собой произведение количества перевезённого груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Измеряется т╥км нетто (на морском транспорте ≈ тонно-милями, где миля = 1,852 км), т. е. без веса подвижного состава, в котором груз перемещается. Следовательно, Г. транспорта зависит от массы перевозимого груза и дальности перевозки. Масса груза, в свою очередь, обусловлена объёмом и структурой производства различной продукции, а также зависит от коэффициента перевозимости или коэффициента повторности перевозок (см. Грузовые перевозки ). На дальность перевозки грузов влияют: размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления продукции, степень развитости самой транспортной сети (наличие кратчайших или только кружных линий) и т. д. В свою очередь, на дальность перевозок (и на связанные с нею размеры Г.) оказывают воздействие: обществененый способ производства материальных благ, особенности процесса обращения продукции и товаров (стихийного ≈ в капиталистических странах, планомерного ≈ в СССР и в других странах социализма). Стихийность капиталистического обращения товаров вызывает огромное количество встречных, излишне дальних, излишне повторных и др. нерациональных перевозок и, соответственно, искусственно увеличенный излишний Г. Этому способствуют неравномерность размещения производительных сил в капиталистическом мире, отрыв большой части обрабатывающей промышленности от источников сырья и рынков сбыта продукции. Известно, что небольшое число индустриально развитых государств (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Италия, Бельгия и др.) сосредоточили в своих руках почти всю обрабатывающую промышленность капиталистического мира, нередко получая нужное сырьё издалека. В то же время бывшие колониальные и экономически отсталые страны завозят из индустриально развитых государств (подчас за тысячи километров) продукцию обрабатывающей промышленности, хотя многие виды этой продукции могли бы производить у себя. Увеличению Г. способствует и узкая специализация экономически отсталых стран на производстве одного или нескольких видов продукции, например Бразилии на производстве кофе, Венесуэлы ≈ нефти, Чили ≈ медной руды и селитры, Цейлона ≈ чая и т. д. Этим объясняется быстрый рост грузопотоков в межконтинентальных сообщениях, осуществляемых в основном морским транспортом (удельный его вес в общем Г. мирового транспорта ≈ свыше 2/3). Социалистическое плановое хозяйство, в отличие от капиталистического, располагает большими возможностями для всесторонней рационализации экономических связей и перевозок, особенно в сфере обращения, и на этой основе ≈ возможностями относительно сократить Г. и связанные с ним затраты народного хозяйства на транспорт. Упорядочению и устранению излишнего Г., в частности, содействуют: рационализация размещения производительных сил с тем, чтобы стоимость продукции у потребителя была минимальной по сумме затрат на её производство и транспортировку; построение оптимальных планов снабжения, сбыта и перевозок (недопущение излишне дальних, встречных и других нерациональных перевозок). Значительный опыт СССР показывает, что построенные на основе применения точных математических методов и ЭВМ общесоюзные (общесетевые) оптимальные планы перевозок массовых грузов позволяют значительно сократить объём Г. (в т×км). Табл

  1. ≈ Грузооборот всех видов мирового транспорта по общественным системам и регионам в 1967

    Железнодорожный

    Автомобильный

    Морской

    Трубопроводный

    Воздушный

    Всего

    всего

    в международных и пригородных сообщениях

    всего по работе флота

    международные сообщения

    каботаж

    Внутренний водный

    нефтяные трубопроводы

    газопроводы

    всего

    в т.ч. внутренн ие сообщения

    все виды сообщения

    внутренние сообщения

    млрд. т км*

    Мир в целом

    4529

    1710

    1270

    13459

    12613

    846

    749

    1023

    457

    14,8

    8,1

    21942

    9322

    Соц. страны

    2715

    240

    95

    803

    735

    68

    187

    193

    87

    1,8

    1,6

    4227

    3492

    в т.ч. СССР

    2215

    170

    51

    527

    475

    52

    144

    183

    81

    1,7

    1,5

    3322

    2847

    Развитые кап. страны

    1580

    1287

    1043

    9077

    8393

    684

    531

    600

    355

    12,1

    6,3

    13442

    5043

    из них США

    1082

    732

    567

    690

    210

    480

    389

    511

    295

    9,5

    6,0

    3709

    3495

    Развивающиеся страны

    234

    183

    132

    3579

    3485

    94

    31

    30

    15

    0,9

    0,2

    4273

    787

    в процентах

    Мир в целом

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    100,0

    Соц. страны

    59,9

    14,0

    7,5

    6,0

    5,9

    8,0

    25,0

    18,9

    19,0

    12,2

    19,9

    19,3

    37,5

    в т.ч. СССР

    49,0

    10,0

    4,0

    3,9

    3,8

    6,1

    19,3

    17,9

    17,7

    12,0

    18,5

    15,2

    30,5

    Развитые кап. страны

    34,9

    75,3

    82,1

    67,4

    66,6

    80,9

    71,0

    58,6

    77,7

    81,7

    77,8

    61,3

    54,1

    из них США

    23,9

    42,8

    44,6

    5,1

    1,7

    56,7

    51,9

    50,0

    64,6

    66,6

    74,1

    17,0

    37,5

    Развивающиеся страны

    5,2

    10,7

    10,4

    26,6

    27,5

    11,1

    4,0

    22,5

    3,3

    6,1

    0,3

    19,4

    8,4

    *Ок. 70% всего грузооборота развивающихся стран составляют морские перевозки флота Либерии, формально являющегося самым крупным в мире, а также Панамы и некоторых других стран. Фактически этим флотом владеют крупные монополии США и ряда стран Западной Европы. Суда этих монополий лишь фиктивно приписаны к портам малых стран с целью уклониться от уплаты больших налогов. Именно этой причиной объясняется сравнительно малый грузооборот морского флота США несмотря на большие размеры флота. По ориентировочным расчётам, действующая мировая статистика примерно втрое преувеличивает долю развивающихся стран в мировом грузообороте (с 6 до 19%) и соответственно преуменьшает долю развитых капиталистич. стран.

    Данные табл. 1, показывающие распределение Г. по отдельным видам транспорта и по группам стран различных общественных систем, характеризуют неравномерность их развития. Так, на экономически слаборазвитые и развивающиеся страны приходится лишь около 20% всего Г. (включая перевозки и в международном сообщении) и менее 8% Г. во внутреннем сообщении, в то время как они занимают почти половину территории земного шара, на которой проживает около 45% населения. Неравномерно развивается Г. и по видам транспорта. Так, Г. всех видов транспорта за 1950≈67 возрос в среднем на 219% (в т. ч. во внутренних сообщениях на 146%). За тот же период Г. железных дорог увеличился лишь на 113%, автотранспорта ≈ на 249%, внутреннего водного транспорта ≈ на 93%, морского ≈ на 277% , трубопроводного ≈ на 382%, а газопроводного ≈ на 518%. Изменилась их доля в общем Г. (табл.2).

    Табл.

  2. ≈ Доля отдельных видов транспорта в суммарном мировом грузообороте, %

    Виды транспорта

    Годы

    Средняя дальность перевозок в 1967, км

    1913

    1937

    1950

    1967

    Железнодорожный

    32,5

    25,3

    30,8

    20,6

    542

    Автомобильный

    0,1

  3. 3

    7,5

    7,8

    24

    Внутренний водный

    7,3

    5,1

    5,6

    3,4

    494

    Морской

    59,4

    64,0

    51,9

    61,3

    4840

    Нефтепроводы

    0,7

    1.9

    3,1

    4,7

    605

    Газопроводы

    0,4

    1,1

    2,1

    752

    Воздушный

    0,01

    0,01

    0,1

    2200

    (0,07)

    Всего

    100

    100

    100

    100

    В т. ч. во внутренних сообщениях

    45,0

    4

  4. 7

    55,1

    42,4

    На долю морского транспорта приходится около 2/3 всего Г., главным образом за счёт огромной дальности перевозки грузов, особенно в международных сообщениях (свыше 6 тыс. км).

    Г. транспорта общего пользования СССР и его динамика отражают особенно быстрый темп развития народного хозяйства страны и его огромные масштабы (табл. 3). Суммарный Г. всех видов транспорта СССР в 1969 составлял около 15% мирового и около 30% внутренних Г. всех стран мира. На долю железных дорог СССР приходится почти половина мирового Г. железных дорог, около 65% всего Г. СССР и свыше 80% внутренних Г., что связано с размерами территории СССР, своеобразием размещения природных богатств и производительных сил в стране и рядом других важных факторов, определяющих ведущую роль железных дорог в транспортной системе СССР.

    Табл. 3. ≈ Грузооборот транспорта общего пользования в СССР (млрд. т╥км), средняя дальность перевозок (км) и удельный вес видов транспорта в общем грузообороте (%)

    Годы

    Все виды транспорта, млрд. т×км В том числе

    Железнодорожный

    морской

    речной

    нефтепроводный

    Автомобильный*

    воздушный

    1913

    126,0

    76,4

    20,3

    28,9

    0,3

    0,1

    1940

    487,6

    415,0

    23,8

    36,1

    3,8

    8,9

    0,02

    1950

    713,3

    602,3

    39,7

    46,2

    4,9

    20,1

    0,14

    1960

    1885,7

    1504,3

    131,5

    99,6

    51,2

    98,5

    0,56

    1965

    2764,0

    1950,2

    388,8

    133,9

    146,7

    143.1

    1,34

    1967

    3186,8

    2160,5

    527,1

    143,9

    183,4

    170,2

    1,66

    1970

    3825,0

    2494,6

    655,2

    174,0

    281,6

    217,7

    1,89

    Средняя дальность перевозок в 1970, км

    861

    4052

    486

    828

    15,1

    1023

    Удельный вес в общем грузообороте в 1970, %

    100,0

    65,3

    17,1

    4,6

    7,3

    5,7

    0,05

    * Включая автомобильный транспорт всех ведомств и организаций, а также колхозов.

    Г. железных дорог СССР за 1913≈70 возрос более чем в 30 раз как за счёт роста объёма, так и дальности перевозок. Последняя возросла за 1913≈70 с 496 до 861 км, или на 73%. На столько же возрос Г. железных дорог СССР в сравнении с ростом объёма перевозок (в т). Средняя дальность перевозок грузов по железным дорогам СССР (861 км) самая высокая в мире; в США, например, в 1967≈747 км; при этом следует иметь в виду, что территория СССР почти в 2,5 раза больше, чем США. Плановая экономика позволила за годы социалистического строительства разместить производительные силы намного равномернее и рациональнее, чем до Октябрьской революции, когда в России экономические связи были в основном ограничены пределами Европейской части страны (и то без северных районов). Если бы повсеместно возросшие потребности в угле, нефти, металле и другой продукции удовлетворялись из тех же районов, как было до Октябрьской революции, т. е. углём и металлом в основном из Донбасса, нефтью с Кавказа и т. д., то средняя дальность перевозок была бы намного больше 861 км, и соответственно большими были бы и грузооборот и затраты народного хозяйства на транспорт. Показатели Г. применяются в планировании, при распределении доходов, изменении затрат труда, материалов, оборудования и др.

    Лит.: Транспортная система мира, М., 1971; Зарубежный транспорт. Справочник, М., 1966; Транспорт и связь СССР. Статистический сб., М., 1967; Экономика железнодорожного транспорта, М., 1969.

    Е. Д. Хануков.

Википедия

Грузооборот

Грузооборо́т — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов ), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах . Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн тонно-километров.

Категория:Транспорт

Примеры употребления слова грузооборот в литературе.

Если ты все знаешь, так скажи, какой средний грузооборот у Щецинского порта?

Меня вполне устроит грузооборот, связанный с доставкой оборудования, снабжением и перевозкой продуктов для твоих рабочих.

Система коммерческого грузооборота внутри Альянса была бы нарушена, пострадала бы и производственная кооперация, что очень скоро отразилось бы и на самом Флоте.

Конечно, придется заняться подтасовкой статистических данных нашего грузооборота - главного источника информации для Першоу.

Как я уже объяснила, исходя из соотношения капитальных затрат на линию Джона Галта и предполагаемого грузооборота и пропускной способности я вправе рассчитывать по крайней мере на пятнадцать процентов прибыли от общих затрат.

Страбон, во всяком случае, утверждает, что по грузообороту порт Феодосии не уступал Пантикапею.

Поэтому мы настаиваем, чтобы на всех связанных этим грузооборотом документах стояла только твоя подпись, заверенная приложением твоего удостоверения личности.

Экстраполяция роста перевозок на конец века показывает, что грузооборот на трассе Земля - орбита увеличится почти в полтора раза.

При увеличении грузооборота порта почти в пять раз, в основном за счет японских судов, доходы от таможни в казну почти не увеличились.

Источник: библиотека Максима Мошкова