Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

грамотность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

грамотность

грамотности, мн. нет, ж. (книжн.).

  1. Уменье читать и писать. Распространение грамотности в стране.

  2. Отвлеч. сущ. к грамотный во 2 и 3 знач. Письма его показывают, что полной грамотностью он еще не владеет. Грамотность рисунка. Политическая грамотность.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

грамотность

ж.

  1. Умение читать и писать.

  2. Отсутствие грамматических и стилистических ошибок, соответствие нормам литературного языка.

    1. Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области.

    2. Образованность, просвещенность.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

грамотность

определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

Большой юридический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Грамотность

(от греч. grammata ≈ чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов. В дореволюционной России и в др. странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать; в развитых капиталистических странах ≈ лица, владеющие навыками чтения и письма. Вопросы определения понятия «Г.», его статистического обозначения во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й половине 20 в. неоднократно рассматривались на европейских и международных совещаниях по демографической статистике и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. В странах, достигших сплошной Г. населения, применяется показатель образования , а показатель Г. сохраняет познавательное значение лишь в исторической оценке развития культурного строительства. Однако оба показателя находят применение в международной характеристике культурного уровня населения стран мира. В дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи 1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом детей до 9 лет ≈ 27% (по Сибири соответственно 12 и 16%, по Средней Азии ≈ 5 и 6% ). Великая Октябрьская социалистическая революция открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке. Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 декабря 1919, всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке ≈ по желанию. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных вовлекались в организованные для них школы грамоты , широко проводились подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного обучения (см. Всеобщее обучение ). За период с 1923 по 1939 в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. Уровень грамотности женщин за 13 лет (1926≈1939) повысился почти вдвое. Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2. Табл.

  1. ≈ Процент грамотных в возрасте 9≈49 лет

    Население

    Годы переписи

    1897

    1926

    1939

    1959

    1970

    Городское:

    мужчины

    66,1

    88,0

    97,1

    99,5

    99,9

    женщины

    45,7

    73,9

    90,7

    98,1

    99,8

    Всего

    57,0

    80,9

    9 3,8

    98,7

    99,8

    Сельское:

    мужчины

    35,5

    67,3

    91,6

    99,1

    99,6

    женщины

    12,5

    35,4

    76,8

    97,5

    99,4

    Всего

    23,8

    50,6

    84,0

    98,2

    99,5

    Городское и сельское:

    мужчины

    40,3

    71,5

    93,5

    99,3

    99,8

    женщины

    16,6

    42,7

    81,6

    97,8

    99,7

    Всего

    28,4

    56,6

    87,4

    98,5

    99,7

    Табл.

  2. ≈ Процент грамотных сред и населения союзных республик в в озрасте 9≈49 лет (по переписи 1970)

    Союзные республики

    Городское население

    Сельское население

    Городское 11 сельское население

    мужчины

    женщины

    мужчины

    женщины

    мужчины

    женщины

    РСФСР

    99,6

    98,2

    99,1

    97,1

    99,3

    97,7

    Украинская ССР

    99,7

    98,7

    99,5

    98,9

    99,6

    98.8

    Белорусская ССР

    99,6

    98,7

    99,4

    98,6

    99,5

    98,6

    Узбекская ССР

    99,0

    97,1

    98,9

    97,5

    99,0

    97,3

    Казахская ССР

    98,9

    95,2

    98,7

    95,0

    98,8

    95,1

    Грузинская ССР

    99,5

    98,5

    99,3

    98,7

    99,4

    98,6

    Азербайджанская ССР

    99,0

    95,8

    98,7

    96,1

    98,8

    96,0

    Литовская ССР

    99.3

    98,5

    98,6

    97,9

    98,9

    98.1

    Молдавская ССР

    98,6

    95,5

    99,3

    97,0

    99,1

    96,8

    Латвийская ССР

    99,6

    99,2

    99,0

    98,1

    99,4

    98,8

    Киргизская ССР

    99,1

    96,8

    99,0

    97,2

    99,0

    97,0

    Таджикская ССР

    97,9

    93,7

    98,0

    95,1

    98,0

    94,6

    Армянская ССР

    99,2

    97,6

    99,3

    97,6

    99,2

    97,6

    Туркменская ССР

    98,1

    93,5

    97,3

    93,2

    97,7

    93,4

    Эстонская ССР

    99,8

    99,6

    99,4

    99,4

    99,7

    99,5

    Значительные успехи в ликвидации неграмотности достигнуты и в других социалистических странах, население этих стран почти полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых капиталистических странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и др.).

    Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь государственной и национальной независимости. Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке ≈ около 120 млн., неграмотных (около 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических стран) ≈ около 350 млн. (свыше 50%), в арабских странах ≈ около 44 млн. (около 80%). В большинстве стран Латинской Америки количество неграмотных достигает 50≈60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных. Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа неграмотных ≈ ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В 1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965) об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сентября).

    Термин «Г.» обозначает также: а) наличие соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность, техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими и др.).

    М. П. Кашин.

Википедия

Грамотность

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке . Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке . В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания . Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст , касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования .

Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе. Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

Примеры употребления слова грамотность в литературе.

Сочинитель Михайло Аврамов, обладавший для своего времени достаточной грамотностью, в стихосложении был не весьма искусен.

И лишь по мере того как грамотность стала распространяться в обществе, литературный рассказ или повесть смогли сравниться в популярности с комедией.

Но когда китайский паломник посетил Индию, грамотность была уже вполне распространенным явлением.

Здесь, в библиотеке, Георгий увидел, как высоко развита была грамотность в Киевской Руси и сколь пагубно отразился на ней распад великого государства.

Нельзя сопоставить и возможность равного и всеобщего доступа к грамотности для тех, кто пользуется иероглифами, и для тех, у кого в ходу простой и удобный алфавит.

А распространение книг, грамотности и международных связей давало этим малым монархам, этим монархам собственности возможность развивать общность идей и единство сопротивления, чего не было ни в одном из предыдущих периодов мировой истории.

Потому так настойчиво заботились православные братства о распространении грамотности, о просвещении на родном, русском языке.

Переводя и печатая библейские книги, он хотел их сделать первыми рассадниками грамотности и науки на Руси.

Он злобился на новгородских бояр, на посадника, на граждан, изменивших ему, сыну Александра, и не мог забыть этих лиц, этой спокойной осанки вятших, этих уверенных речей и твердых глаз, этого богатства не напоказ, этого достоинства в каждом горожанине, встреченном на тесовой новгородской мостовой, деловитой грамотности посадских людей, строгой красоты иконного письма, гордой свободы горожанок.

Но спираль судьбы еще не дописала свой причудливый виток, и в тридцать седьмом году понудила милиционера Бойко отколотить на свадьбе рыжего пьяницу и вора Прыжова, сельсоветовского писаря, который наутро, мучаясь от побоев, похмелья и избытка грамотности, сообщил в НКВД, что лично видел, как Бойко горько плакал, узнав о казни матерого троцкиста Ануфрия Беспрозванного, незаконнорожденного подкулачника, симулировавшего душевную болезнь для успешного ведения злостной антисоветской пропаганды.

У товарища большого ума и грамотности не было возраста - то ли года двадцать три, то ли лет пятьдесят семь.

Ибо восприятие материала и отношение к нему редактора будут на десять, двадцать, а иногда и на пятьдесят процентов зависеть от внешнего вида и грамотности статьи.

Впрочем, хороший вкус и грамотность прививало гимназистам не столько затверживание правил, хотя и это давало в итоге положительные результаты.

Вдруг один из собеседников, человек вполне преданный учению Льва Николаевича, возразил на это, что развитие грамотности ничего особенно радостного представлять не может.

Только незаурядностью его личности и можно: объяснить тот факт, что малообразованный старик, более чем скромный даже в части элементарной грамотности, всегда был на высоте положения!

Источник: библиотека Максима Мошкова