Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

героизм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

героизм

героизма, мн. нет, м. (книжн.). Способность к совершению подвига; отвлеч. сущ. к героический. Во время катастрофы он проявил истинный героизм. Он не отличается героизмом.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

героизм

-а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

героизм

м. Мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига.

Большая Советская Энциклопедия

Героизм

героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Идеалы Г. развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в т. н. героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин ≈ этики, эстетики, социологии, психологии.

Вопрос об исторической природе Г. был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим Г. характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, т. н. «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая Г. с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность Г. в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Г. Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя. Однако история показала, что и установление буржуазно-правового государства в борьбе с феодализмом породило своих героев. «... Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» (Маркс К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо ≈ Франция, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер ≈ Германия) и революционного романтизма (Дж. Г. Байрон ≈ Англия, К. Ф. Рылеев ≈ Россия, Дж. Мадзини ≈ Италия) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за национальную и политическую свободу и «естественное» равенство людей. В реакционном романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, «толпе» и даже обожествлялся в «культе героев» (Т. Карлейль ≈ Англия), а во 2-й половине 19 в. в философии Ф. Ницше (Германия) получил моральное право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакционных течениях буржуазной мысли 20 в., которые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают Г. с милитаризмом (Д"Аннунцио ≈ Италия, А. Розенберг, А. Боймлер ≈ Германия).

В освободительном движении России 19 в. проблема героической личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников (П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский), у идеологов анархизма (М. А. Бакунин, С. Г. Нечаев). Однако идеализация единичного героического акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у Н. Г. Чернышевского, который заметил, что «... оказываются бессильными те личности, которые... не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа» (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 71). Эту критику развили марксисты Г. В. Плеханов и в особенности В. В. Воровский, который показал недостаточность для победы революции «... индивидуальных героических усилий самопожертвования...» (Соч., т. 2, 1931, с. 290). Г. масс становится необходимым условием победы социалистической революции и нового, коммунистического строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция Г., отличительной чертой которой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы отдельных групп с массовыми героическими действиями. Г. опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революционного движения масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечественная война породили в народе героические подвиги в вооруженной борьбе и героический повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистическом соревновании, ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистическое отношение к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР национальными героями. По словам В. И. Ленина, победа социализма «... ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 17≈18). В СССР учреждены почётные звания Героя Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938). Трудовой Г. стал массовым и в др. социалистических странах.

Борьба народов против фашизма, а также борьба за национальное и социальное освобождение после 2-й мировой войны 1939≈45 породила разные формы индивидуального и массового Г. Символом и практическим образцом Г. стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа против империализма США. Разнообразие форм героических подвигов получило отражение в различных теориях Г., иногда абсолютизирующих успех тех или иных героических действий. Так, в странах Дальнего Востока и Латинской Америки возникли концепции, ограничивающие Г. только «вооружёнными действиями». В связи с активностью молодёжного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские теории ≈«быть левее левых», быть революционнее всех, возродились религиозные формы «героического непротивления» (самосожжения буддистов в Южном Вьетнаме) и др. Все эти формы и концепции Г. требуют от личности беззаветной жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий, невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от главных освободительных и революционных целей движения. «Причина наших побед...,≈ пишет В. И. Ленин, ≈ уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче» (там же, с. 305). Величие героическому подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-историческое содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.

Лит.: Калинин М. И., О коммунистическом воспитании, М., 1958, с. 55, 213≈15, 258, 412≈16; Лафарг П., Соч., т. 3, М. ≈ Л., 1931, с. 82≈90; Луначарский А. В., Героизм и индивидуализм, М., 1925; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 189≈201, 266≈70; Бруно Дж., О героическом энтузиазме, пер. с итал., М., 1953; Рено А., Героизм. Примеры героизма и нравственность энергии из истории всех времён и народов, пер. с франц., СПБ, 1896; Писарев Д. И., Соч., т. 4, М., 1956, с. 7≈49; Шестаков В., Категория героизма в истории этики, «Вестник истории мировой культуры», 1960, ╧ 2.

Л. Ф. Денисова.

Примеры употребления слова героизм в литературе.

Великой Отечественной войны проявили массовый героизм, изгнали агрессора с родной земли и вместе с союзниками разгромили фашистскую армию, принесли свободу народам Европы.

В 1942 году Аджимушкай вновь стал свидетелем невиданного героизма советских людей.

Воронцовский дворец в Алупке, был противопоставлен массовый героизм, беззаветная преданность Родине моряков Черноморского флота и воинов Приморской армии.

Тем, которые живы поныне или уже ушли от нас, которые не были в свое время ничем особенным отмечены, но выполнили свой долг безропотно и до конца, проявив, как принято говорить, коллективный героизм.

Победа над противником, превосходившим нас в силах и средствах ведения войны, при отсутствии возможности полностью использовать оборонный потенциал страны была достигнута в результате беспримерного героизма войск, самоотверженной поддержки защитников Москвы населением столицы и всей Советской страны.

Говорил о первых боях, о героизме бойцов, не забыл и Абрама Блуменфельда, сказал о том, что думали во время войны такие, как он, молодые люди, что давало им силы справиться со всем, какие идеалы были у его сражавшихся сверстников.

В настоящее время, после нескольких месяцев жизни, полной приключений, неслыханной усталости и безумного героизма, он чувствовал необходимость хотя бы в течение двадцати часов быть самому себе хозяином, пожить сибаритом в джунглях, ничего не делая, греясь на солнышке и наслаждаясь браминской уткой.

Два месяца спустя во всех газетах появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении капитана медицинской службы Буренина Павла Ивановича за проявленные мужество и героизм орденом Красной Звезды.

Красная Армия всегда была богата умелыми командирами, воспитывавшими в воинах стойкость, героизм, самоотверженность, взаимовыручку в бою.

Советских Вооруженных Сил, представленными в книге, мужество и героизм сынов и дочерей Отчизны, отдавших в боях за свободу родной земли самое дорогое - жизнь.

Писатель-демократ сумел не только ярко, увлекательно рассказать о поистине замечательном героизме русского народа, но и вскрыть гнилость крепостнического государства.

Вот эти-то горнячки, сутки за сутками бастовавшие в забое, ставшем могилой их мужей, потрясли Японию своим героизмом.

Естественно, мужественно, без подчеркивания своего героизма, человек выдержал 5 месяцев дикой блокады, лечил людей и пекся о них неустанно, несмотря на горчайшую обиду, нанесенную ему властью в октябре, когда его ни за что собирались выслать, жил общей жизнью с народом - сам народ и костяк жизни города - и вот!

Именно он, Дионисий Суздальский, создал, руками монаха Лаврентия в 1377 году, тот летописный рассказ о нахождении Батыевом, который дошел до нас в составе Лаврентьевской летописи и который не столько описывал то, что было на самом деле в 1238 году, сколько призывал к битве с захватчиками, живописуя ужасы нашествия и героизм тогдашних, к 1377 году уже легендарных, русичей, так что истинная картина захваченной почти без боя страны, князья которой больше стремились напакостить соседу, чем выступить заедино противу монголов, невеселая эта картина почти нацело исчезла, растворилась в великолепной ораторской прозе епископа Дионисия.

Общая же судьба этих методов, как и диктатуры в целом, в последнем счете разрешается ходом мирового развития, что, конечно, не исключает, а, наоборот, предполагает правильную политику пролетарской диктатуры, состоящую в укреплении и развитии союза рабочих и крестьян и во всемерном приспособлении к национальным условиям, с одной сторона, к ходу мирового развития, с другой После опыта кантонского восстания играть формулой буржуазно-демократической революции -- значит идти против китайского октября, ибо без правильной общей политической ориентировки революционные восстания, каким бы героизмом и самопожертвованием они ни отличались, не могут дать победы.

Источник: библиотека Максима Мошкова