вайгач в словаре кроссвордиста
вайгач
- Русский ледокольный пароход
- Остров в Карском море; рус. ледокольный пароход
- Название этого острова происходит от саамского "vaikes" — "сквозной, проходной»
- Какой ледокольный пароход первым прошёл Северным морским путём из Владивостока в Архангельск?
- Остров на границе Баренцева и Карского морей, административно относится к Ненецкому АО Архангельской области
- Остров на границе Баренцева и Карского морей, в составе РФ
- Русский ледокол
- Остров на границе Баренцева и Карского морей, в составе Российской Федерации
- Название этого острова происходит от саамского «vaikes» - «сквозной, проходной»
- Остров на границе Баренцева и Карского морей
- Остров в Карском море
- Русский ледокольный пароход (построен в 1909, затонул в 1918)
Энциклопедический словарь, 1998 г.
российский ледокольный пароход. Построен в 1909; водоизмещение 1200 т. В 1910-1915 вместе с "Таймыром" служил базой гидрографической экспедиции в Сев. Ледовитый ок. под руководством Б. А. Вилькицкого, во время которой в 1913 открыта Сев. Земля. В 1914-15 впервые прошел по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск (с зимовкой). Затонул в 1918 в Енисейском зал.
остров на границе Баренцева и Карского морей, в составе Российской Федерации. Ок. 3,4 тыс. км2. Высота до 170 м. Тундровая растительность. Населенные пункты: Вайгач, Долгая Губа, Варнек. Полярная станция (с 1950).
Большая Советская Энциклопедия
«Вайгач», русский ледокольный пароход, построенный в 1909 на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для гидрографических работ в Арктике. Длина 54 м, ширина 11 м, водоизмещение 1200 т, максимальная скорость 10,5 уз. С 1910 по 1915 вместе с «Таймыром» служил базой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана для описи берегов Сибири. В 1913 экспедицией под руководством Б. А. Вилькицкого на «В.» и «Таймыре» были открыты острова Северная Земля. В 1914≈15 «В.» впервые в истории прошёл по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск с зимовкой в районе пролива Вилькицкого. Затонул в 1918, наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе
«Вайгач», русский ледокольный пароход, построенный в 1909 на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для гидрографических работ в Арктике. Длина 54 м, ширина 11 м, водоизмещение 1200 т, максимальная скорость 10,5 уз. С 1910 по 1915 вместе с «Таймыром» служил базой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана для описи берегов Сибири. В 1913 экспедицией под руководством Б. А. Вилькицкого на «В.» и «Таймыре» были открыты острова Северная Земля. В 1914≈15 «В.» впервые в истории прошёл по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск с зимовкой в районе пролива Вилькицкого. Затонул в 1918, наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе
Википедия
Вайга́ч — остров на границе Баренцева и Карского морей, административно относится к Ненецкому АО Архангельской области .
Отделён от континента узким проливом Югорский Шар и от Новой Земли проливом Карские Ворота . Площадь — 3,4 тыс. км². Поверхность равнинная, с двумя параллельными грядами, максимальной высотой до 157 м . Сложен глинистыми сланцами, песчаниками и известняками. Растительность тундровая. Много озёр и болот.
На острове есть посёлок Варнек (по состоянию на январь 2012 года 23 дома, 106 человек), сохранилось несколько ненецких святилищ, деревянный семиликий идол крестообразной формы в западной части острова, стоянки каменного века .
Территория острова входит в состав заказника Вайгач .
Вайга́ч — топоним:
- Вайгач — остров на границе Баренцева и Карского морей;
- Вайгач — государственный природный заказник в Ненецком АО;
- Вайгач — атомный ледокол;
- Вайгач — ледокольный пароход.
Вайга́ч — мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр» (проект 10580).
Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек. Назван в честь гидрографического ледокольного судна начала XX века « Вайгач ».
Заложен на верфи «Хольстрем Хисталахти» концерна «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки .
В 1989 году ледокол отбуксирован в СССР для достройки в Ленинград на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе (№ 189) , где произведен монтаж атомной энергетической установки на основе реактора КЛТ-40М . Введен в эксплуатацию 25 июля 1990 года.
Главные двигатели ледокола развивают мощность в 50 000 л.с. и позволяют ледоколу следовать через лёд толщиной в 1,77 метров со скоростью 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C. Расчётная температура воды −2˚С…+10˚С (+23˚С при ограниченной мощности).
Основное применение — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона .
Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач . Их строительство было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР.
«Вайгач», на котором А. В. Колчак через южные моря плавал в Арктику в 1909—1910 гг. Водоизмещение — 1359 т, длина — 60 м, ширина — 11,9, осадка — 6,7 м. Двигатель — паровая машина тройного расширения — 1200 л.с., два цилиндрических котла. Скорость максимальная — 9 уз, скорость экономического хода — 7 уз. Дальность плавания экономическим ходом — 7700 миль.
Во время Первой мировой войны было вооружено: 4 — 75-мм, 2 — 37-мм орудиями, 2 пулемета.
(по данным справочника «Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота 1917—1927 гг.»/Под ред. С. С. Бережного).
«Биржевыя ведомости. Вечерний выпуск» 18 (05) апреля 1908 года:
Закладка двух ледоколов для полярной экспедиции.
Сегодня, в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола «Ермак», предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством.
После молебствия закладку совершил начальник главного гидрографического управления ген.-лейт. А. И. Вилькицкий, в присутствии других чинов морского министерства, командиров ледоколов капитанов Колчака и Матисена и высшей администрации завода. Ледоколы предполагается закончить в предстоящем году.
В проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач» принял участие Александр Васильевич Колчак , тогда капитан второго ранга. Весной 1910 года суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач».
В честь судна получил своё название советский атомный ледокол «Вайгач» .
Категория:Ледоколы России
Примеры употребления слова вайгач в литературе.
Начав с Вайгача, на оленях мы пересекли Большеземельскую тундру, поднялись на самую большую вершину Уральского хребта - гору Народную, преодолели на лошадях Ханты-Мансийскую тайгу, проехали через марганцевое Полуночное, деревообделочный Ивдель, откуда в то время начинала строиться дорога Ивдель - Обь, первая трасса к нефтеносной Тюмени, металлургические города Краснотуринск, Серов, Нижний Тагил, горнообогатительный Качканар, меднорудные Гумешки, где жила бажовская девка Азовка, преодолели Тургайскую степь, переплыли на катере Аральское море, с караваном верблюдов проследовали через Каракумы.
Он был взволнован в радиограмме, только что полученной, сообщалось, что в Печорском море, южнее острова Матвеев, всплыла вражеская подводная лодка Вышедшие наверх подводники расстреляли из автоматов беззащитных рабочих и их семьи, которые на баржах перебазировались с острова Вайгач в порт Нарьян-Мар.
Идти на них до Пустозерска и далее на Вайгач, искать места для будущих зимовок и острожков.
Ну разве можно забыть напряженные белые ночи на Югорском Шаре, старый самолет на аэродроме в Каре, прокладывавший первые воздушные трассы в Заполярье, ребят с Вайгача и из Амдермы, цепко стороживших изменчивую погоду, свежие ветры океана, которые звали многих первопроходцев?
Недели две мы стояли у острова Вайгач в поселке Варнике, ожидая лучшей ледовой обстановки в проливах Новой Земли и любуясь недолгой и неповторимой красотой цветущей августовской тундры.
Плоские берега Баренцева и Карского морей, скалистые берега Охотоморья, пронзительные желтые закаты острова Вайгач и безмолвная цветомузыка полярного сияния в Чукотском море.
По мере нашего движения на восток пришлось заходить на острова Колгуев и Вайгач, в Андерму, Диксон и другие точки побережья, отстаиваясь то от шторма, то от ледовых полей.
Удивляло, что почти бесцветный сверху Вайгач оказался наделенным прекраснейшими красками.
Поэтому у геологов Вайгач считается удобным объектом для изучения целого ряда закономерностей.
Интересно, что когда в 1897 году Вайгач, в том числе и Болванский Нос, посетил художник Александр Алексеевич Борисов, его сопровождал некий Иван Пырерко.
Один самолет летит к Югорскому Шару и затем вдоль побережья острова Вайгач и Новая Земля до Маточкина Шара, другой - к Маточкину Шару, а потом вдоль побережья Новой Земли до мыса Желания.
Подлетев к проливу Югорский Шар, отделяющему остров Вайгач от материка, развернулись влево и легли на курс вдоль западного побережья Вайгача.
Со стороны острова Вайгач появился самолет на малой высоте--видимо, разведчик Мы видели такие в районе Новой Земли.
Пришлось быть в экспедиции по установке радиосвязи Югорский Шар, Вайгач, Маре-Сале.
Капитану Стефану Борроу, посланному на поиски, удалось преодолеть пролив, отделяющий Новую Землю от острова Вайгач, и достигнуть Карского моря, но льды и туманы не дали ему возможности продвинуться дальше.
Источник: библиотека Максима Мошкова