Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

былины

БЫЛИНЫ (старины) русские народные эпические песни-сказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9-13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа. Северные былины исполняются одноголосно, обычно на короткие напевы декламационно-повествовательного склада, южные былины хоровые, по музыке родственны широкораспевным донским песням.

Большая Советская Энциклопедия

Былины

эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом 11≈16 вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Былинные богатства были обнаружены в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, побережья Белого моря. С конца 18 в. Б. привлекали внимание писателей и учёных, как высокохудожественные памятники народного творчества.

В центре Б. ≈ образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монгольского нашествия). Столь же поэтичны образы и др. богатырей, охраняющих родную землю, ≈ Добрыни Никитича и Алеши Поповича . Тема защиты Родины закономерно слита в Б. с темой народной жизни и труда. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец после исцеления, это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В Б. о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.

Одновременно возникали Б., запечатлевшие общественный и семейный быт народа (главным образом новгородские). Наиболее значительны из них ≈ ⌠Садко■, ⌠Василий Буслаев■, сохранившие зарисовки быта средневекового города. Особую группу представляют так называемые скоморошины (⌠Вавила и скоморохи■, ⌠Небылица■, ⌠Птицы■, ⌠О большом быке■). Искусство народных певцов-сказителей, передававших Б. из уст в уста, из поколения в поколение, умножало разнообразие и богатство былинных персонажей.

Величие образов, отражение особенностей духовного склада народа, его нравственных идеалов, патриотическое содержание Б. высоко ценили русские писатели, композиторы, художники 19 ≈ начала 20 вв. (Н. А. Римский-Корсаков, В. М. Васнецов, И. Е. Репин и др.).

Поэтика Б. богата и разнообразна. Для характеристики былинного персонажа народ часто пользуется гиперболой. ⌠Троичность■ повествования ≈ один из главных приёмов изображения подвигов, подчёркивающий их значительность. Для поэтики Б. характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы. Стих отличается чётким и богатым ритмом, одинаковым количеством ударений в строке. К середине 20 в. Б. почти исчезают из устного репертуара народа и продолжают свою литературную жизнь лишь в книге. См. Народное творчество , Былинный стих .

В 60≈80-х гг. 18 в. был составлен первый сборник Б., имеющий научное значение (Кирша Данилов, ⌠Древние российские стихотворения■, опубликован 1804). Собирателями Б. в 19≈20 вв. были П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. ф. Гильфердинг, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, Н. Е. Ончуков и др. Изучение Б. начато В. Г. Белинским (в статьях 1841) и продолжено демократической критикой 60-х гг. Связи Б. с исторической действительностью легли в основу трудов так называемой исторической школы во главе с В. Ф. Миллером. Основы современного понимания Б. заложил в начале 20 в. М. Горький в статьях о литературе и фольклоре. Он рассматривал Б. как эпос трудового народа, подчёркивая его коллективное начало, его реалистическую основу и высокие художеств. достоинства.

Основные сборники былин: Данилов Кирша, Древние российские стихотворения, М. ≈ Л., 1958; Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, 2 изд., т. 1≈3, М., 1909≈10; Песни, собранные П. В. Киреевским, 2 изд., ч. 1, в. 1≈4, М., 1868≈79: ч. 2≈3, в. 5≈10, М., 1864≈70: Гильфердинг А. Ф., Онежские былины, записанные летом 1871 года, 4 изд., т. 1≈3, М.≈Л., 1949≈51; Марков А. В., Беломорские былины, М., 1901; Былины новой и недавней записи из разных местностей России, под ред. В. Ф. Миллера, М., 1908: Былины Севера. Записи А. М. Астаховой, т. 1, М.≈Л., 1938; т. 2, М.≈Л., 1951; Крюкова М. С., Былины, т. 1≈2, М., 1939≈41 (Гос. литературный музей. Летописи, кн. 6, 8); Былины Пудожского края, подготовка текстов Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова, Петрозаводск, 1941; Онежские былины, под ред. Ю. М. Соколова и В. И. Чичерова, М., 1948 (Гос. литературный музей. Летописи, кн. 13); Ухов П. Д., Былины, М., 1957; Пропп В. Я. и Путилов Б. Н., Былины, т. 1-2, М., 1958.

Исследования: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Соч., т. 1, М., 1962; Веселовский А. Н., Южнорусские былины, [т.] 1-2, СПБ. 1881; [т.] 3-11, СПБ. 1884; М. Горький о литературе, М., 1955; Лихачев Д. С., Возникновение русской литературы, М. ≈ Л., 1952; Астахова А. М., Русский былинный эпос на Севере, Петрозаводск, 1948; её же, Былины. Итоги и проблемы изучения, М. ≈ Л., 1966; Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Жданов И. Н., Русский былинный эпос, СПБ, 1895; Скафтымов А. П., Поэтика и генезис былин. Очерки, Саратов, 1924: его же, Статьи о русской литературе, Саратов, 1958.

Википедия

Былины

Были́ны (стáрины) —героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод истории Киевской Руси .

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в « Слове о полку Игореве », что значило «согласно фактам».

Примеры употребления слова былины в литературе.

Да, такой взгляд на былины как на народные сказки, широко распространен, для многих даже привычен.

И тезис Рыбакова означает не просто, что эти события нашли в былинах свое отражение, а то, что былины слагались в первую очередь именно ради фиксации в народном сознании и памяти этих событий.

Устное существование былины дало ей возможность избегнуть княжеской и церковной цензур.

Жестокие испытания его юности помогают объяснить, почему он снискал любовь былины, был окружен романтическим ореолом.

Таким образом, независимый источник былины, не использованный Прозоровским, подтверждает его вывод о княжеском происхождении Добрыни.

Вот почему Владимир стал навеки для былины Владимиром Красно Солнышко!

Контраст же с отношением былины к Древлянскому дому разителен сам по себе.

Первостепенная роль варяжского вопроса и в жизни и в былине показывает, что любовью былины Добрыня и Владимир в немалой мере были обязаны своему наследственному антиваряжскому ореолу.

На этот вопрос ответить с уверенностью нельзя: летописные сведения крайне скупы, а былины о предках Мала не упоминают.

Становится ясно, что Древлянский дом, любимец былины, не возник внезапно из небытия.

Дмитриева показывает, что былины бытовали не повсеместно на Севере, а исключительно среди потомков новгородских поселенцев.

Но это важно еще и потому, что в числе героев былины оказался как раз тот человек, из-за спора которого с Лютом, по летописной версии, и произошли последующие драматические перемены в жизни страны, в частности в судьбах Владимира и Добрыни.

Этим и объясняется его былинное отчество - подчеркнуть крестьянское происхождение Микулы для былины гораздо важнее реального имени его отца.

И конечно, специальной былины о смерти Добрыни, одного из любимых героев, нет.

Это число сделанных записей тех или иных текстов: красным - былины, синим - сказки.

Источник: библиотека Максима Мошкова